На главную

Размышления над картами Ижорской земли

В книге "Петербург - Ленинград. Историко-географический атлас" (изд-во ЛГУ 1957г.) опубликованы редкие карты. Самая ранная из них "Карта Ижорской земли и прилегающих мест" датирована 1656 годом. Качество копии оставляет желать лучшего, но для составления общего обзора ситуации она чрезвычайно интересна.

"Карта Ижорской земли и прилегающих мест" 1656 года (фрагмент)

>
</td>
</tr>
<tr>
<td colspan=

Рассматривая карту, соглашаешься с историком С.М.Соловьевым, написавшим в своей многотомной работе "История России с древнейших времен" (т.1) о том, "что начальный летописец считает её (Неву) не рекою, а устьем озера в море". Река Нева и Финский залив в то время были более полноводными. Крепость Копорье, построенная на берегу Финского залива на стратегически важном месте, обеспечивала надежную защиту Невского устья от вторжения вражеских кораблей. Видимо, насущная необходимость заставила возводить столь могучие каменные стены. В те времена только очень богатые земли способны были нести такие траты.
За прошедшие века прибрежные воды постепенно отступали, обнажая огромные пространства суши, на которых появились новые поселения. Крепость Копорье потеряла свое значение, как береговой форпост.

"Карта Ладожского озера с прилегающими местами" Изд. Академии Наук 1741-1742года (фрагмент)

>
<p>На этой карте крайне интересны два факта. Первое - там, где река Тосна впадает в Неву, обозначена крепость

Невдалеке от Дудергофских высот указано расположение медных заводов. Может, именно здесь начала зарождаться российская металлургическая промышленность? Карельские и ижорские земли издавна богаты болотными железными рудами. Здесь издавна умели добывать железную руду, изготавливать оружие и бытовые предметы см. главу "Рода нашего железо".

В любом случае, богатство Ижорской земли создавали люди, умеющие работать с металлом и выгодно им торговать. Оттого-то и звали издавна ижорцев - "бояре". Что ни летопись, то - "ижорские бояре". К примеру, такой текст: "В тот же год собрал Немецкий местер всех своих воинов, привел с пушками под город Ямы, где стоял пять дней, и по Водской земле и по Ижоре, и по Неве пленял и жег. А города, [которые] уберегли Господь и святой архистратиг Михаил, не взял. ...А самих Немцев много пало под городом, а другие израненные ушли в свою землю. ...А в то время в городе Ямах был суздальский князь Василий Юрьевич, а новгородцы послали лужских и водских селян и ижорских бояр вперед, а сами с князем Иваном Владимировичем хотели идти с ними за Нарову воевать".(А.Шарымов. "Предыстория Санкт-Петербурга" Сп-б, 2004г. http://gorchev.lib.ru)

Несмотря на то, что эти замечания более относится к разряду домыслов, а не установленных фактов, в Колпино и сегодня имеются места, даже в жилых кварталах, где из земли выпирают огромные куски древней руды, переплавленной в металл.

Не так давно А.И. Резников, О.Е. Степочкина опубликовали работу "Локализация южной части русско-шведской границы 1617 года и пограничных знаков на ней" и карту местности, по которой она проходит (http://www.aroundspb.ru). А проходила та межа "мхами топучими", "дрябами" зыбкими да реками большими и малыми. Места дремучие, труднопроходимые даже в реалиях сегодняшнего дня. Читая описание участков межевания, то и дело встречаешь в тексте такие упоминания: "грань пошла рекою же Лавуею вверх мхами топучими до Илухова верховья, где та Лавуя вышла изо мхов десять верст", "...пошла грань мхами топучими до Неважскаго островка десять верст", "...идет межа по той же Неваж речке вниз мхами и ломами и дрябми", "...идет межа по затесом Сокольим мхом зыбычим", "...а от той дороги Лезенским мхом версты с четыре, до Мьи реки", "...идет межа на частой мох на Ушадское верховье гарью и мхом и дрябью, пять верст".

Изучив пограничную линию, невольно приходишь к выводу, что Ижорское плато - некий остров, омываемый водами Финского залива, рекой Невой и какими-то неизвестными водными объектами, ставшими на последние столетия болотами. Поэтому, народ, живший здесь, умело организовывал оборону от внезапных набегов незваных гостей, пользуясь природными преградами.

>

</td>
</tr>
<tr>
<td colspan=

На главную

Hosted by uCoz