На главную

Журнал "Север" - будни и творчество

«Далекий северный российский город Петрозаводск. Двадцатитысячным тиражом в нем выходит журнал «Север»… - так начинается статья о нашем журнале, опубликованная в газете «Русская жизнь» 18 апреля 1991 года в США. Боли нашего края, радости нашего края, падения и взлеты, высказанные и описанные литературным словом – такой предстает Карелия перед читателем, как российским, так и зарубежным.

Эта ответственность за опубликованное слово присуща писателям республики изначально. «Для карельской литературы характерно тяготение к литературе факта, к документальной литературе. Почему это произошло, не берусь я объяснять, но это интересно выделяет её среди других известных литератур, тем более, что у нас вообще сейчас к литературе подобного рода и читательский и писательский интерес растут», - такую оценку творчеству карельских писателей дал в своем выступлении на Пленуме Правления Союза писателей РСФСР Даниил Гранин («Север»1973г. № 6).

Северяне – люди трудолюбивые. Суровый климат учит требовательности к себе. Писатели Карелии завоевывали уважение и признание читателей своим литературным мастерством, новизной тем, полнотой художественной правды. Журнал никогда не замыкался на своих узко республиканских интересах, основная нацеленность была на публикацию лучших литературных произведений писателей Северо-Запада России.

Немало случаев, когда «…то или иное произведение талантливого писателя, безрезультатно пропутешествовав по редакциям столичных журналов, обретало свое пристанище в «Севере» и в дальнейшем становилось выдающимся явлением литературной жизни. Так было с романом Михаила Пришвина «Осударева дорога» (1957 г.), с повестью Василия Белова «Привычное дело» (1966 г.), Даниила Гранина «Наш комбат» (1968 г.), Константина Паустовского «Теория капитана Гернета» (1974 г.), с перепиской Александра Твардовского с В.Овечкиным (1979-1980 гг.) и целым рядом других произведений.

… Чтобы спасти повесть («Привычное дело» в противоборстве с цензурой – Е.К.) редакции журнала «Север» пришлось пойти на изъятие важной аллегорической главы, передвинуть время действия в 50-е годы, снабдить удивительно цельную и завершенную вещь примечанием – «конец первой части». Больно и обидно вспоминать все это, но так было. Но разве не эта повесть одним рывком продвинула не только литературу, но и читателей к осознанию самых болевых, самых жгучих проблем деревенской жизни. Значение «Привычного дела» в подготовке перестроечных процессов также велико для нашего времени, как и тургеневских «Записок охотника» для антикрепостнического сознания России накануне реформ 1861 года.

А вспомним повесть Даниила Гранина «Наш комбат». Наряду с «Тишиной» Ю.Бондарева и «Мертвым не больно» В.Быкова эта небольшая повесть впервые как бы ввела в нашу военную литературу такие понятия, как совесть и покаяние. Эта свежая духовная струя стала ведущей и определяющей в последующей литературе о Великой Отечественной войне. Она подверглась яростным нападкам, но все же выстояла, возобладала и породила правдивый взгляд на войну в последующих книгах.

Не забудем эпопею Дмитрия Балашова «Государи московские». Это теперь, в наши вольные дни все представляется простым и вроде бы естественным. Цикл романов Д.Балашова не только открыл нам драматизм собственной истории, но вернул сознанию нынешнего человека историзм миропонимания, красоту души предков, истоки национального характера. А все это так необходимо сейчас, особенно молодому поколению. Нет, наша литература, в том числе и «северная», не была апологетом застоя. В синяках и шишках, истерзанная цензурой, но несломленная, она пробивалась к читателю, вела его к правде и справедливости, доброте и разуму». (Д.Гусаров «Север» 1990 г. №6).

Вклад «Севера» в развитие отечественной литературы таков, что совершенно справедливым представляется мнение автора статьи «Поэтика слова», опубликованной в одном из петербургских изданий: «журнал «Север» - столица русской литературы. «Новый мир» – провинция литературы мировой».

Главный редактор «Севера» Олег Тихонов к такой оценке отнесся сдержанно: «насчет «Севера», как столицы русской литературы – громковато, с полемическим избытком. Но и то признать надо: в деле литературном провинция давно и успешно спорит с Москвой. При этом по меньшей мере равнобогатство провинции следует признать». Поэтому вполне закономерен тот факт, что на Х съезде Союза писателей России журнал «Север» назван в числе трех лучших журналов страны.

Слова нашего начало

«За двести с лишним лет своей истории Петрозаводск дал трех писателей - В. Бенедиктова, Е.Егорова, Н.Лескова. В 1926 году, когда была создана Карельская ассоциация пролетарских писателей, в городе работало 14 поэтов и прозаиков. К первому съезду Союза писателей (1932 г.) число поэтов и прозаиков выросло до 45.

В издательстве «Кирья», в местных литературных журналах, выходящих на русском и финских языках, печатались произведения карелов И.Трофимова, Ф.Ивачева, Н.Яккола, А.Тимонена, финнов Я.Виртанена, Х.Тихля, Л.Хело, русских Н.Грибачева, А.Линевского, С.Норина, Т.Трофимова и других. Так начиналась молодая карельская литература». (Ф.Кондратьев «Север» 1973 г. №6).

«Многие писатели были сотрудниками газет, журналов, работали в учреждениях просвещения и культуры. Свидетельством их плодотворной работы был и тот факт, что издательство «Кирья» увеличивало издание художественной литературы, в первую очередь за счет произведений карельских авторов: в 1934 г.-59 названий (147 тыс. экз.), в 1935 г.- 80 (189 тыс. экз.), в 1936 г.- 62 названия (152,8 тыс. экз.), 1937 г. 95 названий (274,5 тыс. экз.) (Е.Черенкова «Север» 1990 г. № 6 ). Созданию литературных кружков в Медвежьегорске, Олонце, Кондопоге, Сороке, Нивастрое, Ухте, Петрозаводске, проведению литературных вечеров, выпуску литературных страниц придавалось большое значение.

«Литературные кружки – вот то основное звено, через которое рабочие и колхозники получат свое литературное воспитание, вольются в литературную творческую семью, - писала газета «Красная Карелия» в 1933 году. «Литературный отдел должен объединить писательский актив…, обеспечить учебу молодых писателей. Если ему удастся выполнить эти мероприятия, перед литературным движением в Карелии встанет вопрос о создании литературно-художественного журнала». («Красная Карелия» 1934 г.).

Преобразование автономной республики в Карело-финскую ССР, двенадцатую по счету, требовало по статусу создания двух литературно- художественных периодических изданий – по числу государственных языков. Первый номер журнала «На рубеже» - таким было первоначальное название журнала «Север» - вышел в октябре 1940 года.

Период между двумя войнами – финской и Отечественной – оказался слишком коротким, чтобы заявить о своей литературной значимости. После пятилетнего перерыва в середине 1946 года начинать пришлось все заново.

Послевоенные годы

Как трудно в то время пробивалось писательское слово к читателю! «Известное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» держало под бдительным прицелом со стороны ревностных критиков-газетчиков не только каждый очередной номер, но и каждую публикуемую статью. Заголовки статей, посвященных журналу «На рубеже» говорят сами за себя – «Двойная ошибка», «Журнал, отставший от жизни», «Уступки безыдейности», «Серьёзные ошибки молодого автора» и т.п.

Редакцию постоянно лихорадило. За пять лет сменилось три ответственных редактора – В.Хилиль, С.Сулимин, А.Титов. Общая атмосфера подозрительности, недоверия, публичных проработок, боязнь оказаться обвиненным в самом страшном грехе – в безыдейности – все это на многие годы деформировало естественное развитие литературного процесса, особенно пагубно сказалось на молодых начинающих писателях, составлявших основу авторского коллектива журнала». (Д.Гусаров «Север» 1990 г. №6).

От редакторов требовали строгого исполнения велений партии, представления современности в ярком, пафосном стиле. Разборки следовали одна за другой. «Мы допустили большую идеологическую ошибку,- сказал в своем выступлении на совместном совещании писателей Ленинграда и соседних областей секретарь Правления Союза Писателей тов. Клименко, - опубликовав в журнале на «На рубеже» идеологически вредную статью Громова, восхвалявшую чуждых нашему народу писателей Зощенко и Ахматову» («Ленинское знамя» 1946 г. 6 октября).

Изменения принес 1956 год. «Быть может, деятели литературы и искусства сильнее многих ощутили то свежий ветер, что пронесся по стране. Пожалуй, именно этим объясняется появление таких произведений, как роман Веры Бабич «Хозяйка леса», роман Д.Гусарова «Боевой призыв», повесть Ф.Трофимова «Воз березовых дров», роман (впоследствии трилогия А.Линевского «Беломорье», пьеса П.Борискова «В огненном кольце», роман А.Тимонена «Родными тропами». («Север» 1965 г. №6). В 1962 году публикуется роман Д.Гусарова «Цена человеку», получивший широкое признание в стране.

Однако, в связи с сокращением в 1958 году расходов на периодическую печать, объем финансирования, выделяемого журналу «На рубеже», уменьшился. «Наступила долгая и горькая пора борьбы за выживание. Тогда-то и возникла идея – превратить журнал в межобластной, объединяющий писательские организации Карелии, Архангельска, Вологды, Мурманска, и на этой основе общими силами сделать его полноценным, настоящим журналом Русского Севера. Потребовалось почти шесть лет, пока эта идея обрела реальное осуществление. С января 1965 года журнал стал межобластным, с марта – начал выходить под названием «Север», а с 1966 года получил статус органа Союза Писателей РСФСР». (Д.Гусаров «Север» 1990 г. №6).

«Какой свежестью языка, каким богатством характеров дохнул Русский Север! Какие авторы пришли, исподволь в «Севере» и вырастая. Василий Белов и Дмитрий Балашов, Виталий Маслов и Борис Романов, Николай Жернаков и Геннадий Юшков, Иван Торопов и Николай Скромный, Ольга Фокина, Николай Рубцов, Александр Романов, Валентин Устинов, Николай Журавлев, Виктор Тимофеев. И за ними десятки самобытных прозаиков и поэтов» (О.Тихонов «Север» 2000 г. №5-6)

Но работать было все равно трудно. Большую группу писателей Карелии пригласили выступить с отчетом о проделанной творческой и общественной работе на Пленуме Правления Союза писателей РСФСР, состоявшимся 15 марта 1973 года в Москве. Работа пленума началась с доклада председателя – С.В.Михалкова. Конечно, говорилось о том, что «в век научно-технической революции и динамично развивающегося общества главным героем является строитель коммунистического общества, создатель материальных и духовных ценностей нашего мира. К его общественному и нравственному облику должно быть приковано самое пристальное внимание литераторов. Карельская литература все еще в долгу перед тружениками края», - с такой рекомендацией писатели вернулись в Петрозаводск.

«Теперь, когда смелость в почете, когда ведется горделивый подсчет прошлым притеснениям, «Север», вероятно, мог бы гордиться тем, что в конце 70-х годов распоряжением Главлита СССР ему опредялся особый порядок цензуры. Это означало, что в печать журнал подписывался в Петрозаводске, а окончательный выпуск в свет получал лишь после разрешения из Москвы. Кажется, из региональных изданий лишь «Север» удостоился такой чести». (Д.Гусаров «Север» 1990 г. №6).

Перестройка

«Тринадцатилетие в рамках Северо-Западного региона было вершинным временем журнала, едва ли повторимым. Сегодня можно только сожалеть, что писательские организации северных областей и республик своего единства и содружества не уберегли. Когда воплощалась идея межобластного журнала, никому не приходила мысль закрепить гуманитарное сотрудничество некими материальными договоренностями. В течение 13 лет Карелия, как сказали бы сегодня, спонсировала развитие литературы Северо-Запада России». (О.Тихонов «Север» 2000 № 5-6).

В начале 1993 года расценки на услуги типографии имени Анохина выросли в 13 раз! Руководство издательства «Карелия» приняло решение о прекращении выпуска журнала «Север». Журнал оказался без средств к существованию. Коммунальные услуги и аренда помещений не оплачивались, телефоны отключили за долги, многих сотрудников журнала уволили.

Лишь великим упорством оставшихся нескольких человек, их совестливостью и ответственностью перед читателем, желанием сохранить преемственность духовно-нравственных писательских традиций можно объяснить тот факт, что журнал выжил. Подписчики получили все номера 1994 года и не менее трудного 1995 года.

«Журнал «Север» поражает своей устойчивостью» - с удивлением констатировала «Литературная Россия».

Много сил положено было на восстановление единого литературного пространства северных территорий, но все они оказались напрасными. «И когда меня позвали стать главным редактором журнала, - позднее напишет Станислав Панкратов, - я не знал, честно говоря, с чего начать. Первый номер (в обновленном формате – Е.К.) должен быть выйти в 2001 году, в новом веке. И мы с главным художником Виталием Наконечным делали журнал, который даже трудно объяснить, каким он должен быть. И в одной из центральных вещей в первом, обновленном номере было завещание Дмитрия Балашова.

Из его выступлений на телевидении и радио, их было семь часов, я и составил завещание. Оно произвело большое впечатление на нашего Председателя правительства Сергея Леонидовича Катанандова, он в приказном порядке обязал всех прочитать этот номер». (С.Панкратов «Север 2001 г. №7+8).

После принятия решения о вхождении Правительства Республики Карелия в состав учредителей «Севера» с целью, как написано в постановлении, «поддержки республиканского литературного творчества, сохранения и распространения культурных, нравственных, духовных ценностей Российской Федерации и Республики Карелия» финансирование затрат на издание журнала «Север» стало осуществляться из республиканского бюджета.

Новые горизонты

Нынешний состав редакции журнала «Север» - соединение сложившихся литературных традиций и мятежное бунтарство молодости.

Немногим более двух лет редакционный коллектив возглавляет Яна Жемойтель (творческий псевдоним Яна Жемойтолите), уроженка города Петрозаводска, филолог по образованию и душевному складу, автор 2-х романов и 3 книг повестей – редкий для наших дней писательский багаж. В этом факте – признание её литературного таланта. Критики на редкость единодушно отмечают умение писательницы передавать тончайшие переливы мятущихся человеческих чувств, их психологическую напряженность, страстность, увлеченность.

«Хорошо писать – это хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать; это иметь ум, душу и вкус» - фраза, сказанная Ж.Бюффоном почти два столетия назад, может служить лучшей характеристикой не только творчества Яны Жемойтель, но и её деятельности на посту главного редактора журнала «Север».

Подписчики журнала – жители России от Калининграда до Камчатки. Есть семьи, где «Север» выписывается по 30 – 35 лет. Журнал поступает в 230 библиотек России, поступает в администрации областей и республик Северо-Запада, рассылается в университеты Германии, Швейцарии, Франции, Америки и Скандинавии, его получают все общества дружбы Скандинавских стран и России. Выписывают по два, три, восемь, есть организация, выписавшая 60 комплектов журнала «Север» для своих работников.

За два последних года тираж увеличился вдвое.

Яна Жемойтель – руководитель Союза молодых писателей Карелии. Внимательное, заботливое отношение к начинающим авторам – давняя традиция «Севера». Какой неиссякаемой энергией молодости наполнены страницы их произведений! Александр Бушковский, Антон Смирнов, Мария Кивирьян, Александра Стомонахова, Владимир Рудак – эти имена, возможно, засияют неповторимым светом в общероссийском литературном пространстве.

Журнал вырастает из своих одежд. Он приобрел статус самостоятельного издательства «Север» и теперь финансово заинтересован в публикации лучших писательских произведений. При повышенном читательском спросе на опубликованное произведение, издательство «Север» может издать книгу того же автора, но большим тиражом, а это уже прибыль, и прибыль немалая.

К примеру, «Привычное дело» Василия Белова, опубликованное впервые в журнале «Север», ныне переведено на все европейские языки, на все главные языки Азии, а это несколько десятков названий! Тиражи книг Дмитрия Балашова превысили несколько миллионов экземпляров. Авторов, получивших путевку в жизнь в «Севере», можно называть и далее.

«Чувствую поддержку и понимание в Министерстве культуры Карелии, - сказала Яна Жемойтель в одном из своих выступлений. Она – человек искренний, лукавить не будет. – Нет никакой цензуры, даже намека на нее. Мне не выпало той горькой доли, на которую обижались предыдущие редакторы. Никакого давления в выборе материалов для публикаций не оказывается. Это внутреннее дело редакционного коллектива. Принцип у нас тот же – только уровень литературного таланта авторов определяет возможность публикации литературного произведения в журнале. Мы стараемся не потерять то, что наработано предыдущими редакционными коллективами в завоевании авторитета и уважения журналом «Север».

Жизнь, тревожная, бурная, узнаваемая пульсирует на страницах журнала «Север» мастерством писательского слова. Подбор материалов для публикаций отражает стремление редактора к расширению тематики публикуемых материалов. Журнал перестал быть чисто литературным изданием; мир на его страницах расширился до размеров Вселенной, а спектр обсуждаемых вопросов не ограничивается только республиканскими интересами. В соединении разных стилей изложения, отличных по письму, но общих по талантливости авторов, разных проблем, выносимых на публичное обсуждение, разных точек зрения рождается единое целое, тонким вкусом редакторского чувства объединившего звучание частей в единую гармонию страниц журнала «Север». Давно подмечено, что «вкус – это эстетическая совесть».

Требованиям взыскательного литературного вкуса соответствует и эстетическая утонченность, проявляющаяся в художественном оформлении журнала «Север». Главный художник Виталий Наконечный, член Союза художников и Союза журналистов России, после окончания Львовского полиграфического института более 30 лет занимается книжной графикой. Его рисунки украшают более 200 книг, выпущенных разными издательствами. В 2004 году Виталий Наконечный стал лауреатом Государственной премии РК, ему присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Республики Карелия.

Литература без критики подобна улице без фонарей

В этом утверждении Самуил Маршак, безусловно, прав. Сколько копий сломано в литературных битвах за право «сметь свое суждение иметь» – что в литературе хорошо, а что плохо. Надо быть очень рискованным человеком, чтобы отдать в печать критическую статью. «Чтобы высказать правдивое суждение, - писал Шопенгауэр полтора столетия назад, - надо всякий раз сначала сообразить, не шокирует ли оно почему-либо людей ограниченных и глупых, которых приводит в тревогу и озлобление уже одно его появление. …По этой причине наиболее выдающиеся люди часто отстраняются от общества.

Перемена такого положения положила бы путь к истинно хорошему тону и формировала бы действительно хорошее общество. …При более высокой культуре люди, благодаря обоюдному самообладанию, охотно бы отказались от скрытых форм борьбы, что было бы свидетельством выздоравливания общества.

Государство должно освободить гражданина от висящей над ним угрозы, которая заключается в том, что каждый может в любой момент расплатиться здоровьем или жизнью за грубость, некультурность, глупость или злость первого встречного, кому заблагорассудиться.

Искусство подавлять заслуги путем каверзного замалчивания и игнорирования, чтобы в угоду плохому скрыть от публики хорошее, практиковалось уже у бездельников прежнего времени, совершенно как и у нас. Высшие создания человеческого духа обыкновенно встречали себе неблагосклонный прием, и такое продолжалось, пока не появлялся ум высшего порядка, для которого они были предназначены, и не возводил их на высоту, где они с тех пор пребывают. Но ведь с плоским однородно плоское, с пошлым пошлое, с неясным запутанное, с бессмысленным нелепое. В сетовании на это соединяют свои голоса мудрецы всех времен.

Вследствие этого, прекрасное, как говорит Гете, получает себе признание еще реже, и этому способствует …нравственная порочность в форме зависти. Ведь приобретаемая кем-то слава всякий раз возвышает человека над всеми ему подобными. Отсюда понятно, что в какой бы области не явилось прекрасное, вся столь многочисленная посредственность немедленно заключает союз и заключает договор, чтобы не давать ему ходу и даже, если можно, задушить его.

Кому суждено давать хорошее и подлинное и избегать дурного, тот должен идти наперекор суждению толпы и ее оракулов».

Отдел критики в журнале «Север» существовал со дня его основания. Можно соглашаться или не соглашаться с мнениями, высказываемыми на страницах журнала, несомненно одно - строгая требовательность к искусству писательского слова распространялась на всех без исключения авторов, как заслуженных, так и новичков.

Трудная ипостась критики посильна далеко не всем. Редкий дар – видеть (угадывать, чувствовать) малейшее отклонение от норм истинного положения вещей, а еще более редкий – сказать об этом в приемлемой для общества форме. Убедить словом. Использовать силу слова в качестве главного аргумента. Искусство Соломоновых решений – редкий дар, заключающийся не в разделении людей и приумножении обид, а в выявлении недостатков, указании путей их устранения и восстановлении добрых чувств в сфере человеческих отношений.

Отдел критики в журнале «Север» возглавляет Галина Скворцова. Если у Яны Жемойтель преобладают стремления к поиску гармоничного соединения разных мнений, то у главного критика республики – это поиск совершенства, взыскательная требовательность, некоторая жесткость оценок. Галина Скворцова закончила в 1971 году обучение на факультете журналистики Московского государственного университета. Она привнесла в общую созидательную направленность журнала струю бунтарской мятежности МГУ.

Галина Скворцова - автор одиннадцати книг: романов, пьес, повестей. Ей присвоено звание Заслуженного работника России и Республики Карелия.

Редакционный коллектив очень дружен. Для них журнал «Север» – это дом, где царит дух взаимопонимания и поддержки, это труд, это работа, которая приносит радость (но, сожалению, не приносит материального достатка), это подвижническое служение искусству слова.

«Север» – журнал традиционный в самом прямом и открытом значении этого слова. Он никогда не гонялся за модой, не шарахался из крайности в крайность в поисках сенсационной оригинальности, показной смелости или модерновой непохожести. Редколлегия и редакция всегда верили и продолжают верить , что истинная литература рождается не в пренебрежении опытом прошлого, не в отвержении его, не в пустоформальных изысках, не в манерничании и заигрывании с читателем, а в опоре на традиции великой русской классики, в развитии традиционных, близких народу форм и жанров, в художественном постижении реальностей нашего сложного мира, в сопереживании горестям и радостям народным», - в таких напутственных ориентирах, высказанных Дмитрием Гусаровым, журнал продолжает жить и развиваться и в наши дни.

Ну что ж, большому кораблю – большое плаванье.

На главную

Hosted by uCoz