На главную

Пятый съезд карельского народа

"Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом, единственой мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень". Виктор Гюго, когда писал эти строки, наверное, не предполагал, что их с большой точностью можно отнести к карельскому народу - создателю древних наскальных рисунков-петроглифов, каменных лабиринтов, знаменитого эпоса "Калевала".

Бесписьменный народ сформировал, - не только сформулировал, но и следовал им в течение тысячелетий! - такие нравственные заповеди народного мировоззрения, соблюдение которых непосильно большинству наших современников.

Заповеди излагались в виде сказаний в стихотворной форме и пелись в дни народных собраний. Лучшим певцом рун считался тот, кто мог объяснить "вещей начало" и, исходя из этого знания, выявить "зол земных происхожденье". Зло боится слова, оно боится быть названным, публичное обличение уничтожает его.

Отчего так неукоснительно соблюдался древний ритуал? Дело в том, что открытое выявление зла сохраняет целостность внутреннего мира человека, не допускает его деления, дробления. Единство мысли и действия, слова и поступка позволяет обрести пространство для будущего развития; при соблюдении этого условия не возникает необходимости переделывать ранее сделанное.

Карелы издавна уважались и уважаются за честность, искренность, доброжелательность, а истоки этих качеств кроются во тьме веков, в тех далеких веках, когда создавался великий народный эпос. Культура карельского народа - бриллиант редчайшей красоты в короне Российского государства, жаль, что до сих пор издано очень мало научных работ, раскрывающих духовную красоту этого наследия.

В современном обществе сложилась привычка жить и действовать стереопитами "двойной морали", при которой говорится одно, делается другое, а в итоге на блуждание в лабиринтах лжи уходят лучшие созидательные силы как отдельного человека, так и целых социальных групп.

Для карельского народа, воспитанного высокими нравственными идеалами эпоса "Калевала", такие блуждания неприемлемы. Оттого-то в выступлениях участников 5-го Съезда карел, проходившего 9 июля в г. Петрозаводске, часто звучали критические замечания.

Съезд собрал представительную аудиторию - на нем присутствовали Глава Республики Карелия Сергей Катанандов, Главный федеральный инспектор в Карелии Валентин Шмыков, депутат Государственной Думы Валентина Пивненко, представители федеральных и региональных органов управления, делегаты Съезда, уполномоченные представлять и принимать решения от имени различных групп карельского населения, представители общественных организаций, культурных обществ.

Перед началом работы Председатель Совета уполномоченных карельского народа Виктор Богданов зачитал приветственные письма и телеграммы, поступившие в адрес Съезда - от Полномочного Представителя Президента в Северо-Западном Федеральном округе Ильи Клебанова, от различных организаций и общественных организаций, Общества тверских карел, финских коллег, частных лиц.

Итак, что же беспокоит карел?
Беспокоит предстоящая территориально-административная реформа, проводимая в России, беспокоит сокращение численности карел, передача прав на издание книг на федеральный уровень и многое-многое другое.

Наиболее острым оказался вопрос соединения Карелии с другим регионом России. "Перед нами стоят те же грабли, на которые не хотелось бы вновь наступить", - сказал один из выступавших и вспомнил 1920 год.

"Осенью 1920 года ситуация в Карелии во многом зависела от исхода длившихся около полугода мирных переговоров между Советской Россией и Финляндией. В ходе переговоров в Тарту финская делегация поначалу предлагала провести границу между двумя государствами по линии Ладога-Свирь-Онежское озеро-Белое море, а также предоставить карельскому населению возможность определить свою судьбу путем референдума.

Советская сторона настаивала на границе, существовавшей в 1914 г. накануне Первой мировой войны. Что же касается неоднократно поднимавшегося финляндской делегацией вопроса о праве жителей Восточной Карелии на самоопределение, то советские участники переговоров заявляли, что такое право населению этой республики уже предоставлено фактом образования Карельской Трудовой Коммуны, и отказались внести пункт о самоопределении в мирный договор, считая это внутренним делом России. Вокруг карельского вопроса ...сложилась напряженная ситуация.

...14 октября 1920 года РСФСР и Финляндская республика заключили Тартусский мирный договор, который, помимо прочего, определял новую границу между соседними государствами. В достигнутом соглашении говорилось, что карельскому населению Архангельской и Олонецкой губерний были предоставлены: право образования автономной во внутренних делах области, входящей в состав Российского государства; дела, касающиеся этой области, подлежат решению органа народного представительства, который будет избран местным населением, карельский язык признается языком административного законодательства и народного просвещения.

...Мирный договор учитывал, что Карелия уже получила автономию. Статья 10 гласила:"Ребольская и Поросозерская волости...возвращаются в состав Российского государства и присоединяются к Восточно-Карельской автономной области, образованной карельским населением Архангельской и Олонецкой губерний и имеющим право национального самоопределения". "История Карелии с древнейших времен" (Петрозаводск, 2001г. стр.438)

Забвение условий, на которых заключался Тартусский мирный договор, недопустимо при проведении новой административно-территорриальной реформы.

Национальный состав Карелии в 1920 году был таков: 58,9% - карелы, 38,3% - русские, 0,6% - финны, 1,3% - прочие национальности. После присоединения в 1922-24 годах к территории Карельской Трудовой Коммуны районов с большим числом проживавшего там русского населения национальный состав изменился. По переписи 1926 года в Карелии проживало 57,2% русских, 37,9% карел, 3,2% вепсов, 0,9% финнов, 1,3% людей прочих национальностей.

Если к Карелии, говорилось в докладах выступавших, и на этот раз будут присоединены новые территории, карельский народ может потерять возможность национального самоопределения.

Вспоминая об истории, нельзя не сказать и о другом. В течение веков карельский народ защищал северо-западные границы России. Не раз и не два разрушительные волны войн прокатывались по многострадальной карельской земле. Летописи из года в год сообщают: "В лето 6792 ...воевода Немецкий Трунда с Немцы в лойвах и шнеках выидоша Невой в Ладоское озеро ратию, хотяше на Кореле дань взяти...", "В лето 6800 ...приходиша Свея воевать..., 400 иде на Корелу, а 400 на Ижору..." и так далее.

Жители края, изнемогая от военных набегов, жаловались царям:"...А сколько, государь, у нас холопей твоих из наших погостов на твоих государевых службах побито и померло, и в полон поимано, и дома померло, и сколько от бедности и безвестности сошло..., а иные, государь, на Олонце живут для оберегания города. И домишки наши, государь, стали пусты, и женушки, и детишки помирают голодной смертью. А наши, государь, погосты ...стоят по немецкому рубежу и от приходу немецких людей оберегать их будет некому..."

Сколько слез, сколько крови пролито на карельской земле! Знает ли Москва истинную цену своего покоя и благополучия? Знает ли? Помнит ли?

Существует ответственность регионов за богатство и спокойное существование российской столицы, но существует и ответственность столицы перед регионами, перед народами России. В несколько иной ситуации народная мудрость выразилась кратко: "Бегала мать от детей - набегаются и дети от матери".

Вопрос укрупнения регионов для жителей Республики Карелия затрагивает многие аспекты жизни, и потребуется немало сил, чтобы его решить с соблюдением интересов различных сторон.

Самобытность карельского народа проявляется не только в его культуре, ученые с уважением сообщают тот факт, что "карелы сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты" (Хартанович В.И.2001 г. стр133). Сохранение карельского народа - это не только сохранение многотысячелетнего культурного пласта, но и сохранение древнейшего генофонда нашей многонациональной страны. В этой связи сокращение численности карельского населения не может не вызывать серьезной обеспокоенности и эта проблема также звучала в докладах выступавших.

Вопрос традиционного природопользования - ловля зверя, рыбы, сбор грибов и ягод для карельского народа вовсе не праздный и он должен быть решен не в ущерб интересам населения.

Не немее важно и упрощение процедуры получения земельных участков, равно как и процедуры получения участков для рубки леса, необходимого для строительства дома на селе. Только тогда карельская деревня начнет возрождаться, укреплять свои позиции.

Республике нужна собственная концепция национальной политики. Принятая недавно программа "Государственной поддержки карельского, вепского и финского языков в Республике Карелия на 2006-2010 годы" - только часть той большой работы, которую предстоит сделать.

На главную

Hosted by uCoz