На главную

Образ мельницы Сампо


Украшение дома в пос. Пряжа

"Имеется много признаков того, что люди Севера, двигаясь на юг, несли с собой символы, связанные с климатом; эти символы превратились в сказки, затем в персонажей, затем в богов и это было порождено воображением живым, готовым все одухотворять" (Жан Сильвен Байи).

Особенно любим в карельском народе символ вращающегося круга. Его часто можно увидеть в украшениях крестьянских домов.

В карельских поселениях с большими деревянными домами многие столетия развивалось самостоятельное направление художественного декора возводимых строений, уходящее своими истоками в незапамятные времена. Меняясь в технике исполнения, в деталях, совершенствуясь в утонченности рисунка, оно не потеряло своего глубинного философского смысла.

Карельскими учеными проделана большая работа по изучению зданий и сооружений деревянного зодчества Карелии. В книге В.П.Орфинского, И.Г.Гришиной «Традиционный карельский дом» представлен обширнейший материал по этой тематике, представлено большое количество фотографий.

В природе много явлений, связанных с вращательным движением – кружение водоворота в реке, кружение снега в метельном вихре, изменение положения звезд на небе. Немало их и в хозяйственной жизни человека – добывание огня с помощью трения, помол муки ручными жерновами, сбивание масла, вращение колеса повозки. Особенность вращательного движения состоит в том, что после завершения одного оборота вокруг оси вращения, все возвращается в изначальное положение. В этом есть нечто таинственное, мистическое, необъяснимое.

Символы деревянных украшений крестьянской усадьбы несли определенную смысловую нагрузку. В них – отголоски давних верований, магических ритуалов, волшебных знаков, приносящих в дом удачу и богатство. Оттого-то так свято чтутся они в народе, переходя из поколения в поколение. Изящные повествования деревянных узоров донесли свои тайны до наших дней.



Камень из личной коллекции автора

Символ вращающегося колеса очень похож на рисунок спирального завихрения остывающий каменной массы на камне из личной коллекции автора.

Его можно сравнить с рисунком на каменной стеле, найденной на о-ве Готланд (5-6 век нашей эры).



Скандинавская картина мира на камне с острова Готланд (5-6 век н.э.)

По мнению ученых, на ней представлена космогоническая картина, объясняющая устройство мира по представлениям скандинавских народов. В исландских сагах (“Младшая Эдда”) начало сотворения мира описывается следующим образом: «В начале времен не было в мире ни песка, ни моря, ни волн холодных. Земли еще не было и небосвода, бездна зияла, трава не росла».

Мир, в соответствии с верованиями древних северных народов, разделен на три части – мир богов или мир небесный (мир будущего), мир земной или мир существующей реальности (мир настоящего) и мир подземный или мир умерших людей (мир прошлого).

Эту систему общего устройства мира изобразил в рисунке на камне древний художник.

Мир богов (или мир будущего) представлен в виде символа (солнца, вечности, счастливой жизни или иного). Мир людей (или мир настоящего) обозначен в виде двух похожих друг на друга (но различающихся в деталях) символов, (можно предположить мужское и женское начало), а в мир прошлого умершие люди переправляются на лодке через реку жизни

Прочтем еще раз строки «Калевалы» (руна 1), в который описывается создание мира по представлениям карельского народа. Ильматар – «дочь воздушного пространства, стройное дитя творенья, долго в девах оставалась, долгий век жила в девицах … в той большой стране воздушной, средь пустынного пространства. …И спустилась вниз девица,в волны вод она склонилась, на хребет прозрачный моря.

…Ильматар, творенья дева, подняла из волн колено, … чтоб гнездо слепила утка, приготовила жилище. Утка, та красотка птица, полетала, осмотрелась, увидала в синих волнах матери воды колено. Приняла его за кочку и сочла за дерн зеленый. Полетала, осмотрелась, на колено опустилась и гнездо себе готовит, золотые сносит яйца. ...Покатились яйца в воду, в волны вод они упали, на куски разбились в море и обломками распались. Не погибли яйца в тине и куски во влаге моря, но чудесно изменились и подверглись превращенью: из яйца, из нижней части, вышла мать – земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части, ясный месяц появился; из яйца, из пестрой части, звезды сделались на небе; из яйца, из темной части, тучи в воздухе явились. И вперед уходит время, год вперед бежит за годом, при сиянье юном солнца, в блеске месяца младого. Мать воды плывет по морю, мать воды, творенья дева, по водам, дремотой полным, по водам морским туманным; и под ней простерлись воды, а над ней сияет небо».

Вейнемейнен – сын Ильматар, унаследовал от матери знание волшебных заклинаний и магических обрядов.

Изначальными мифология карельского народа признает две стихии – воздух и воду, причем, воздух первичен. Это, видимо, объясняется наблюдениями над явлениями природы – появлением росы на листьях, отпотеванием камней в жаркий день и т.д.

Утка, дочь двух стихий – воды и воздуха, порождает яйцо, которое также состоит также из двух структур – белка и желтка, которые, пребывая внутри скорлупы, никогда не смешиваются. Скорлупа – третья структура, выполняет ограждающие и защитные функции. Утка вносит в безжизненный мир новое творческое начало созидательных энергий.

Земля, по мнению древних карел, как космическое образование, произошла из яйца. Самый верхний предел – мир пребывания Богов. «…О ты, Укко, бог верховный, Укко, ты, отец небесный, ты, кто правит туч грозою, облаками управляет!» (руна 2) – восклицают герои «Калевалы», когда обращаются к Богу за помощью.

Нижняя часть яйца превратилась в землю. По велению Ильматар созданы реки, скалы, утесы, равнинные поля. «Только руку простирала - мыс за мысом воздвигался; где ногою становилась - вырывала рыбам ямы «(«Калевала» руна2).

Земная твердь, на которой обитает человек, имеет форму круга и ограждена защитной стеной из каменных скал. В центре её – Мировая гора. (Не этим ли объясняются традиции финско-угорских народов по выполнению каменной обкладки могил и установлению на них памятника?)

Мир подземный, как и мир небесный, вращается. Там крутится на веретене и обрывается нить жизни каждого человека.

Пестрая часть яйца преобразовалась в звезды. По их положению на небе карелы умели определять не только сезон года, но и суточное время.


Мировое дерево скандинавской мифологии- дерево Иггдрасиль "Древности севера" (1847)

Мифологическая модель мира скандинавских народов также связана с единой вертикальной осью – Мировым деревом - ясенем Иггдрасиль. Нижняя часть дерева находится в подземном мире, вокруг средней расположен мир живущих на земле людей, ветки верхней части дерева уходят вверх, в обитель Богов. Две круглые полусферы поземного и воздушного миров создают форму, похожую на форму яйца. И вся эта система находится в состоянии непрерывного вращения вокруг своей оси.

Карело-финский эпос «Калевала» - создание народа. Руны пели в будни и праздники, в дни торжеств и в дни печали. Их берегли и хранили, передавая древние знания из уст в уста. Каждая строка древнего эпоса, каждый его элемент был любим и почитаем с детства.

Хозяин, воздвигающий свой дом, стремился привнести в мир радость, он с трепетной любовью украшал каждый элемент, каждую деталь будущего жилища. Чем же так привлекателен был для жителей Карелии символ вращающегося колеса? Какую смысловую нагрузку он нес? Что он обозначал?

В эпосе «Калевала» только один образ обладает свойством вращаться – это мельница Сампо. При этом надо учесть, что она не является повседневным бытовым предметом, поскольку ни один из сказителей не мог вразумительно объяснить, что это такое. Последующие поколения певцов пели руны так, как было принято, а скрытый, глубинный смысл покрылся прахом забвения. Если бы мельница Сампо являлась кофемолкой или зернотеркой, то певец, будучи человеком, хорошо знающим крестьянский труд, непременно подробнейшим образом рассказал бы об этом и обязательно показал в работе.

Образ мельницы Сампо появляется в эпосе «Калевала» в связи с желанием кузнеца Илмаринена получить в жены красавицу–дочь хозяйки северной страны Похьёлы. Будущая теща ставит условие – он должен выковать ей Сампо. «И слова такие молвит: "О кузнец ты, Ильмаринен, вековечный ты кователь! Ты сумеешь сделать Сампо, крышку пеструю сковать мне, взяв конец пера лебедки, молока коров нетельных, от овечки летней шерсти, ячменя зерно прибавив? Ты тогда возьмешь в награду за работу дочь-красотку».

Для расшифровки понятия мельницы Сампо необходимо учесть и те иносказательные детали, которые предшествуют его созданию. Когда Илмаринен приступил к изготовлению Сампо, первоначально у него получился лук. Но оружие, попадая в руки безрассудного человека, приносит людям только несчастья. «Лук из пламени явился с золотым сияньем лунным; серебром концы блестели, рукоятка – пестрой медью. Был по виду лук прекрасен, но имел дурное свойство: каждый день просил он жертвы, а по праздникам и вдвое».

Потом на наковальне появилась «лодка-красный парус, борт весь золотом украшен, и уключины из меди. Был челнок прекрасен с виду, но имел дурное свойство: сам собою шел в сраженье, без нужды на битву рвался». Он был возвращен в горнило, как непригодный для обеспечения всеобщего счастья. Военный успех завоевателя – это иллюзия, мираж, насилие над нравственностью и моралью. Очень четко и лаконично выразил эту мысль русский композитор Антон Рубинштейн. «История культуры государства составляет на самом деле историю человеческого ума, описание же битв и осад есть только история человеческого безумия» - написал он.

Следующие два изделия – символы мирного труда, однако из-за тайных внутренних пороков они также были забракованы. «На пылавшем дне горнила из огня корова вышла, у нее рога златые, среди лба у ней созвездье, меж рогов сияет солнце. Хороша корова с виду, но у ней дурное свойство; спит средь леса постоянно, молоко пускает в землю».

Потом появился плуг. «На пылавшем дне горнила из огня там плуг выходит, у него сошник из злата, стержень плуга был из меди и серебряная ручка. С виду был тот плуг прекрасен, но имел дурное свойство: он пахал поля чужие, бороздил соседний выгон».

Наконец-то появилось желанное изделие. «На пылавшем дне горнила видит Сампо вырастает, крышка пёстрая возникла. И кузнец тот, Ильмаринен, вековечный тот кователь,стал тогда ковать скорее, молотком стучать сильнее. И выковывает Сампо, что муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег. Вот уже и мелет Сампо, крышка пестрая вертится: и с рассвета мелет меру, мелет меру на потребу, а другую – для продажи, третью меру – на пирушки».

Так что же такое мельница Сампо?

Одни ученые считают, что в образе мельницы Сампо зашифровано понятие о Мировом древе, приносящем богатство. В индийском мифологии Мировое Древо обладает свойством "удовлетворять все желания, оно дает избавление от голода и жажды, это - источник счастья и славы" (см.главу «Мировое древо»).

Другие ученые выдвигают предположения, что мельница Сампо – это Мировая гора, сокровища которой могут осчастливить любого человека.

Третьи говорят – это небосвод, и в качестве доказательства цитируют «Калевалу»: «крышка пестрая у Сампо». По их мнению, звезды управляют миром.

Собрав воедино детали, мне остается предположить, что мельница Сампо, о которой рассказывают руны карело-финского эпоса «Калевала» - это масштабное, полнокровное сформировавшееся в результате длительных наблюдений древнее учение карел об устройстве мира. Его не расскажешь наспех, вкратце двумя словами. Это вдумчивая многодневная беседа с человеком, желающим эти знания постичь и принять. Символ мельницы Сампо в виде вращающегося колеса имелся в каждом карельском доме - в виде вышивки на полотенце, в виде росписи на глиняных горшках, на кирпичных печах и, конечно, в элементах наружного украшения дома. Он состоит из плавных округлых линий, в нем нет излома, нет столкновения сил. Он приятен глазу и изящен, и в этом изяществе кроется внутреняя гармоничность, согласованность. Он напитан любовью многих поколений людей и дарит взаимные ответные чувства.

Мир прекрасен и велик. Изначальные его энергии имеют созидательную направленность. Зло приходит в этот мир так же, как болезнетворный вирус внедряется в тело человека – извне. Зло творят люди своими злыми делами и помыслами. Сила зла – сила разрушения.

Извечная борьба добра и зла расценивается карелами, как потеря созидательной энергии, угнетение творческих сил, застой, загнивание. Серединное положение не может продолжаться бесконечно, в итоге победит одна или другая сторона. Народ, не сформировавший прочных нравственных устоев, как Содом и Гоморра, канет в пучину безвестности. Если же общественные жизненные силы крепки и здоровы - тогда народ приобретает импульс благодатного преображения и нового расцвета. За свою трудную много тысячелетнюю историю, полную кровавых войн и битв, карелы не забыли старинных сказаний о своем прошлом, не растеряли своих древних традиций, а устные предания их всё также наполнены философской мудростью и радостью жизни.

Есть старая истина – если хочешь помочь человеку, помоги ему обрести знания, с помощью которых он бы смог получить все, что захочет. Именно в этом - суть и главный смысл неувядаемого карело-финского эпоса "Калевала".

Мельница Сампо – это не бесплатная раздача пирогов и булок «для себя и на продажу». Вариант дойной коровы для ленивых был отвергнут Илмариненом на стадии первоначального замысла. Мельницей Сампо могут владеть лишь те, кто способен на ответственное, внимательное отношение к своим поступкам, к своей собственной деятельности, а также к другим людям и окружающей природе. «Не навреди» - главный стержень поведения каждого члена народного сообщества – обладателей Сампо. И тогда мы снова вернемся к Золотому веку человечества, который за последнее тысячелетие утеряли.

Каждый человек имеет свою собственную систему внутреннего мировоззрения, каждый – кузнец своего счастья.

На главную

Hosted by uCoz