На главную

Одежда карел по данным научных исследований


Ольга Кирсанова очень любит свой карельский наряд

В карельских краях издавна сложилось уважительное, бережное отношение к женщине. В статье "Женская доля в "Калевале", опубликованной в "Финляндской газете" в 1904 году (№114-115) высказана мысль об очень древних корнях этой традиции: "...Руны "Калевалы" обнимают почти доисторическое прошлое; ...положение женщины даже и в то время рисуется в лучшем виде, чем у большинства европейских народов в поздний период их развития".

Учеными Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук проделана кропотливая работа по изучению культуры карельского народа. Одна из лучших работ - книга Розы Федоровны Тароевой "Материальная культура карел", изданная Академией наук СССР в 1961году. В ней с научной точностью представлены данные о традициях карельского народа, ремеслах, верованиях, обычаях, предметах быта, тщательно изучена национальная одежда, элементы которой описаны до мельчайших подробностей.

"Основой традиционного карельского женского костюма вплоть до 30-х годов двадцатого столетия являлась рубаха (raccin - ряччин), состоявшая из двух частей - рукавов или лифа (hiemuat), и станушки (emustu). Наибольшее распространение в начале 19 в. имели рубахи так называемого новгородского типа с длинными рукавами. Ворот рубахи чаше всего кроили четырехугольным, ...обшивали кумачом или шелковой тесьмой и собирали в сборку. На груди делался прямой разрез, доходивший до самого низа лифа. Рубаха застегивалась у ворота на медную или железную пуговицу. ...Вышивка украшала рукава, плечи и грудь рубахи, ...чаще же на плечи пришивали кусок парчи (подобные рубахи имеются в Карельском краеведческом музее).

По имеющимся сведениям, примерно в то же время бытовал и другой тип длиннорукавной рубахи. Ее шили очень длинной (до 120 см) из домотканого холста белого цвета. На рукавах пришивали вышитые куски ткани. ...Такую рубаху составляли их двух полотнищ, сшитых по продольной нитке, а в бока вставляли по два клина. Рукав длинный (до 82 см), у плеча широкий, а к запястью суживающийся. Аналогичный раскрой рубахи известен тверским карелам.

Вряд ли можно сомневаться, что рубаха, в том или ином виде, была, как у большинства европейских народов, основой и важнейшим составным элементом не только в 19 веке, но и задолго до этого времени. Не подлежит сомнению тот факт, что известный нам по этнографическим наблюдениям и музейным коллекциям комплекс карельской одежды с сарафаном не является для карельской культуры исконным; он, безусловно, заимствован от русских, и ему должен предшествовать наряд иного вида и состава.

...Наиболее древний карельский женский наряд, насколько о нем можно судить по этнографическим данным, видимо, состоял из туникообразной рубахи, поверх которой носили одежду вроде юбки, возможно, несшитой, и свободную кофту. К примеру, в 19 веке в районе Падан карельские женщины поверх сарафана носили короткую туникообразную кофту- рукавницу ( pialishiemat) с длинными вшивными рукавами. Подобные рубахи имели распространение у ижоры, води, в северорусских областях. Близость его покроя к конструкции архаических типов рубах допускает предположение, что карельские pialishiemat представляют собой пережиток одного из искомых элементов древнего комплекса карельской женской одежды. В этой мысли нас укрепляют и косвенно ее подтверждают факты и соображения, связанные с поиском другого элемента этого комплекса. Поясная одежда карельских женщин, видимо, предшествовала сарафану. Об этом свидетельствуют эпические песни, в которых сарафан совершенно не упоминается, а речь идет только о юбках.

О древности юбочного комплекса у южных карел говорит и наличие в 19 веке несшитой юбки (hurstut). Карельская несшитая юбка состояла из 3 полотнищ, причем ширина среднего полотна равнялась примерно полуметрам, а боковые были вполовину уже и книзу расширялись. На подоле пришивалась полоса другой ткани. Hurstut у карелок делалась длиннее, чем у ижоры и часто завязывалась не на талии, а на плечах. Этот элемент одежды отмечают у карел финские исследователи У.Сирелиус, И.Маннинен и др. Во время наших поездок по Карелии нам также удавалось установить воспоминания старух-карелок о бытовании в прошлом несшитой юбки "на лямке". Этот тип одежды утрачен задолго до 19 века, но слово сохранилось в языке. Название hame - юбка встречается у всех западнофинских народов и является древним заимствованием из германских языков.

...В 19 веке на территории Карелии наибольшее распространение имел сарафан - высокая юбка на лямках или цельнокройное платье без рукавов. Наиболее ранний тип косоклинный, со спинкой до самой шеи, широкими проймами у рукавов, круглым воротом, с прямым разрезом впереди и застежкой на медной пуговице. Сарафаны шили из разных тканей - холста, пестряди, шерсти, ситца, шелка. Любили преимущественно яркие, "веселые" цвета. Передники надевали поверх юбок или позже сарафанов. Подол передника украшался вышивкой, куском парчи или кружевом.

На рубеже 19 - 20 веков распад традиции ношения сарафана неожиданно привел к возрождению на новой основе более раннего типа - рубахи и кофты с юбкой (весь комплекс назывался одним словом - puaru). Сама комбинация их в чем-то напоминала древнюю традицию.

Девушки карелки повязывали голову так называемой лентой (очелье) и платком. "Лента" состояла из куска яркой ткани, чаще всего парчи с тесемками, которые завязывались на затылке. Передняя часть этого убора часто украшалась бисером, жемчугом, вышивкой. Но самым распространенным девичьим головным убором был платок. Его первоначально повязывали поверх ленты с таким расчетом, чтобы была видна ее наружная часть.

Головные уборы женщин более сложны и разнообразны по форме и видам, чем девичьи. Основным их принципом являлось стремление закрыть волосы. Женщины в прошлом заплетали две косы и укладывали их на голове. Поверх волос одевалась сорока (sorokku), близкая русской северной "сороке-сдерихе". В ней те же составные части. Нижняя часть убора - золоченое парчовое, несколько выпуклое очелье (очишта), которое напоминает девичью ленту. (Occu (оччи) - по-карельски "лоб"). Собственно сорока - верхняя украшенная часть, более широкая (в виде тульи) из штофной ткани. Обе части сшивались и прикреплялись к подзатыльнику (piajalgi), унизанному бисером с двумя боковыми лопастями-крыльями.

К середине 19 века карельская сорока, как и русская, претерпела сильные изменения. В новом своем виде она стала чаще называться повойником. Повойники шили чаще всего в виде шапочки, чрезвычайно простой по покрою: вырезалась круглая "макушка" и перпендикулярно к ней пришивался околыш; сзади околыш раздваивался, образуя "крылышки" повойника. К "крылышкам" пришивался шнурок, с помощью которого повойник плотно укреплялся на голове.

Своеобразно преобразилась старая форма сороки-сдерихи у олонецких ливвиков. Здесь бытовал женский головной убор, называвшийся copcu (чёпчу). По покрою он напоминал повойник. Но чёпчу - нарядный головной убор. Его шили обычно из дорогой красивой материи (чаще всего из бархата), а макушку и верхний край околыша расшивали золотой и серебряной нитью. Под макушку подкладывали кружок из бересты, картона или плотной строченой ткани так, чтобы верх был жесткий. На затылке околыш раздваивался.

Карельские женщины украшали головные уборы парчой, бисером, жемчугом и иногда вышивкой. В южной Карелии (Олонец, Пряжа) носили богатые кокошники, известные под названием zemcugat (жемчугат).

Из ушных украшений более ранней формой, исчезнувшей вместе со старинной одеждой, являются трех- или четырехбусинные серебряные серьги. Такие же серьги известны финнам-ингермаландцем, ижоре и води.

Шейными украшениями служили бусы, которые надевались в праздники. Наиболее ранний тип бус - стеклянные круглые, нанизанные на крученый шнурок. Более состоятельные женщины и девушки носили бусы из жемчуга. Особенно ценными считались бусы из красного жемчуга, который добывался саамами. В широком употреблении были серебряные, медные, золотые кольца, перстни, серьги.

Одинаковая терминология многих элементов народной одежды и обуви, сходство покроя свидетельствуют, вероятно, об их общем происхождении. Признавая однообразие одежды у всех групп карел, тем не менее по отдельным его элементам можно выделить определенные локальные варианты. Так для карел-ливвиков были характерны: комплекс женской одежды с юбкой, богато украшенные головные уборы (кокошники), тканые украшения (poimindu), несшитая набедренная одежда (hursut) и т.п.

Традиционная мужская одежда карел состояла из рубахи (paita), сшитой из холста, штанов (kuadiet) из домотканого материала (холста, полусукна), пояса (vuo - тканый пояс, remmi - кожаный), кожаных сапог (kengi), шерстяных чулок (sukku), и холщовых портянок (hattara). В северной Карелии штаны назывались puksut. Близкие названия встречаются у эстонцев (sargupuks), мордвы (понкс), саамов (puks). Вероятно, это название и является наиболее древним и исконным.

Верхнюю наплечную одежду для ношения на улице шили из холста и сукна домашней выделки, покупных тканей и меха. Чаще всего она представляла собой длинный, до колен, кафтан (kautan) из серого сукна с длинными рукавами. Покрой одежды был разный. В одних случаях спинка шилась прямой, цельной, в других - отрезной, со сборами на спине и по талии.

При поездках на дальние расстояния надевали шубу. Как и у русских, имелось два типа шуб: собственно шуба, шитая в талию (turki) и тулуп (tuluppu). Наиболее распространенным типом являлся первый. Шубы шили из овчины местные овчинники, у зажиточной части населения шубы шились на лисьем или заячьем меху и покрывались дорогим сукном. Шуба застегивалась на 2-3 пуговицы. Одежда карел почти ничем не отличалась от одежды русского населения Севера, только у карел широким распространением пользовались шарфы, связанные из крашеной или серой шерсти. Столь же характерным являлось ношение шейного платка (kalguhaikku). В северной Карелии невеста на свадьбе дарила жениху шейный платок, который он не снимал до конца свадебного обряда. У ливвиков в приданое невесты входили шейные платки и полотенца, которыми она одаривала жениха, свекра и свата.

Для летней работы в лесу пользовались накомарником (kukkel), который представлял собой капюшон, сшитый из белого холста, надевавшийся на голову без шапки. Этот вид головного убора очень древний. Зимой мужчины носили суконные и меховые шапки, шитые из овчины, заячьего и другого меха. По покрою они напоминали современные шапки-ушанки.

Одежду карелы подпоясывали поясами - кожаными или плетеными (ткаными). К поясу прикреплялся кожаный кисет с огнивом, кременем и трутом, а также нож, хранящийся в чехле.

Рукавицы и варежки (kinnas, alan e) составляли необходимую часть как мужского, так и женского костюма. Термин kinnas ( у эстонцев - kinnas) имеет очень древнее происхождение. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; варежки вязали из овечьей шерсти. Рукавицы, как и пояс, иногда получали функцию оберега. У ливвиков, к примеру, жених венчался в рукавицах, а после венчания не снимал их до тех пор, пока не садился за свадебный стол.

Обувь карелы носили кожаную, меховую, валяную, на самые грязные работы одевали сплетенную из бересты. Из сыромятной кожи шили туфли без застежек в виде галош (kotad - коты). Коты - преимущественно женская обувь, но в прошлом ее носили и мужчины, только в этом случае к ним пришивались невысокие суконные голенища из простроченного в 3 - 4 слоя сукна. Широко бытовали сапоги, шитые из сыромятной кожи с цельной мягкой подошвой из толстой бычьей кожи без каблуков с загнутыми носами. Еще Г.Р. Державин писал о том, что карелы "носят востроносые с загнутыми концами сапоги, кеньгами ... называющиеся". Эта обувь старинного типа, ...ее шили сапожники из коровьей кожи, причем, праздничную обувь оставляли белой, а повседневную смазывали дегтем, смешанным с жиром. Со второй половины 19 в. в Карелии входят в обиход шитые из кожи сапоги. Валеную обувь в прошлом карелы носили очень редко".

Образец древнекарельского наряда представлен в Музее археологии Карельского научного Центра Российской Академии наук.

На главную

Hosted by uCoz