На главную

Земля королевы Ингигерды

Сведения древнескандинавских источников сохранили до наших дней сообщения о связях русской княжеской династии со скандинавскими королевскими домами в XI — первой половине XII века. В "Исландских анналах" рассказывается о браке киевского князя Ярослава Мудрого (Ярицлейва саг) и Ингигерды, дочери Олава Шведского (1019 г.). В "Саге об Олаве Святом" сообщаются подробности заключения брачного союза - передаче в качестве свадебного дара владения ярла Альдейгьюборга (Старой Ладоги) и "того ярлства, которое к нему относится".

Ингигерда была старшей дочерью шведского короля Олава, правившего страной с 993 по 1024 год. В 1008 г.Олав, прозванный позднее "всехристианнейшим королем", вместе с семьёй и дружиной принял православную веру. Погиб в Стокгольме за отказ поклониться языческим богам.

Высказано мнение, что Ингегерда знала с детства славянский язык, так как её мать королева Астрид была дочерью ободритского князя.

Имя Ирина (мир), полученное Ингигердой при крещении, стало пророческим в её жизненном пути. Став великой княгиней, она все силы души и сердца направила на развитие и устроение новой родины.

Большое влияние оказала Ирина на формирование добрососедских отношений с северными европейскими странами. Киевская Русь играла в то время значительную роль в жизни Европы, её авторитет и влияние были очень высоки.

Великий князь Ярослав Мудрый на период походов и отлучек оставлял управлять делами жену, обладающую несомненным даром дипломатических способностей.

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси.

Ярославом Мудрым был составлен первый свод законов «Русская Правда», регламентирующих бытовую жизнь народа. Книги и рукописи переводились с греческого на славянский язык. Великий князь повелел духовенству обучать детей грамоте, для чего в Новгороде устроил училище. Богатая культура Византии быстро усваивалась молодым Киевским государством. Храмы строились по всей Русской земле.

Передача приневских земель в качестве свадебного дара принцесса Ингигерде принесла долгожданный мир и покой в эти края. Процветающими и многолюдными описываются они через два столетия в «Хронике Ливонии». Некоторые ученые предполагают, что именно от имени "Ингигерда" эти земли и стали называться Ингрией. В русских летописях они получили название Ижорской земли. Военно-административным центром был город Орехов (Орешек). (С.И.Кочкуркина. Народы Карелии).

В карельском языке есть слово «ижа» - отец; есть похожее, очень богатое по смысловому значению слово "ижонду" (клавиатура не позволяет передать точное звучание), что в переводе означает "хозяин", "глава рода", "отец семейства", "вожак".

Ижорская земля по отношению к остальной части Карелии играла роль "ижонду" - главной военной и распорядительной силы карельской народности (даже в наши дни эти земли не утратили своего важного геополитического значения). Есть все основания предполагать, что сохранившееся с древних времен название приневских территорий "Ижора", как главная карельская земля, донесло до нас уважительное отношение соседних народов к жителям этих мест.

«Ижорцы до сих пор называют себя карелами и язык свой карельским. Водь зовет ижорцев карелами и язык их карельским, также называли их рагьше и эстонцы. В ижорском языке несколько диалектов - сойкинский, хеваский, нижне- и верхнелужский. Последний, распространенный у ижор Оредежского района Ленинградской области отличается большей близостью к карельскому языку и не испытал, в отличие от других диалектов, влияния финского языка. …Эпическая традиция наиболее сильной была у ижоры. В ижорских селениях Сойккола, Хеваа и др. были записаны полные и художественно совершенные варианты рун о Куллерво и множество вариантов баллад, которые Леннорт включил в полное издание Калевалы. Первое место принадлежит Ларин Параске. Поразительна ее память, сумевшая сохранить около 32 тыс. стихов (примерно столько же, сколько вся Калевала). (Народы Европейской части СССР ч.1 М.1964г ).

Карельским археологом С.И. Кочкуркиной проделана большая работа по изучению исторического прошлого карел, их материальной культуры и элементов быта. Убедительно доказано, что ижора, как самостоятельное этническое образование выделилось из древней карельской общности приблизительно в 13 веке.

"Предки современных карел вместе с предками эстов, вепсов, финнов жили на побережье Балтийского моря между Рижским и Финским заливами. Позднее расселились на северном побережье Ладожского озера, где в 9 веке сформировалась группа племен, выступившая под именем кирьяла" (Советская историческая энциклопедия т.7 стр.30).

По мнению ученых, карельский язык принадлежит к древнейшей ветви языков финско-угорской группы. Высказано предположение, что в далекие времена существовал "единый генетический пласт протофинноязычной группы, причем по ондологическим характеристикам наиболее близки к нему карелы, коми-пермяки, вепсы" (Прибалтийско-финские народы России М.2003г.).

Ингрия и Карелия, как две сестры, идут многие тысячелетия рядом. Самые крупные города Ингрии - это Нарва и Шлиссельбург, крепость Копорье, самые крупные города Карелии – Выборг, Кексгольм и Антреа (Каменногорск). При раскопках Выборга обнаружены слои поселения карел, относящиеся к 12-13 векам, т.е. задолго до возведения города шведами.

"Законы во всем царстве у них просты и основаны на величайшем правосудии Государя и самых справедливых людей, а потому весьма спасительны для народа, так как их нельзя истолковать и извратить никаким крючкотворством стряпчих. ...Народ здесь весьма образованный и честный" (Гербенштейн).

Выгодное географическое положение удачно использовалось в торговых целях. Как можно прочесть в "Путеводителе от Москвы до Сп-б" издания 1847г., "Новгород во время торговли с богатой Ганзой, обязывался за установленною плату высылать к Ижоре навстречу иностранным купцам лодошников. Приезжие купцы, боясь порогов Невских и Волховских, обыкновенно перегружали товары в более легкие лодки, внося в казну с каждого судна гривну - кунь, а с нагруженную хлебом - полгривны". Есть все основания предполагать, что данные функции новгородцы поручали исполнять ижоре, именуя её "стражей морской".

Фраза в Писцовой книге за 1500 год "Великого Князя рядок у клетей на реке на Ижоре, от Невы 7 верст" позволяет ученым говорить о том, что на месте нынешнего Колпино в ХV веке уже существовал крупный торговый центр, (в котором не зазорно было и Великому Князю рядок иметь) городского типа ("живут в нем торговые люди, а пашни у них нет").

По предположению Гадзяцкого "к рядку тяготел целый комплекс сельских поселений. Все это наводит исследователей на мысль, что в конце 15 века в районе современного Колпино начал складываться второй после Орешка городской центр Ижорской земли. Не он ли упоминается в приказе шведского короля "уничтожить два города в Ижорской земле"?

О существовании на месте нынешнего Колпино крупного красивого населенного пункта можно прочесть в книге "Краткая летопись о селе Царском" (СП-б 1827г.). В ней говорится о том, что "мызы Сарская, Пурколово или Пулковская, Славянка (ныне Графская Славянка), Антель (ныне Колпино), Кононовская и Мозино приписаны к комнате Ея Царского Величества". Самые лучшие и самые богатые поселения края перешли в личные владения Екатерины 2-й.

На шведской карте реки Невы, относящейся к 1650 году, указано, что "акварель, показывающая Ижорские острова в дельте Невы, выполнена Эриком Нилссоном Аспегреном". Фраза четко фиксирует принадлежность невских островов ижоре. На карте Нотебургского лена в районе современного Колпино обозначен населенный пункт с названием Ingris.

Продолжая политику укрепления Русского государства, Ярослав Мудрый, серией династических браков породнился со многими царствующими семьями европейских государств.

Старший сын Владимир женился на северной принцессе, по сведениям летописей, дочери английского короля Гаральда.

Вячеслав и Игорь взяли в жены немецких принцесс.

В 1043 году состоялся брак сына Изяслава с Елизаветой, сестрой польского короля Казимира I.

В 1046 году Всеволод привез на Русь молодую жену — византийскую принцессу Анну, дочь императора Константина IX.

Дочери Ярослава Мудрого и Ингигерды стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской.

В 1045 году великая княгиня Ирина-Ингигерда приехала в Новгород к сыну Владимиру для участия в начале строительства собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде она приняла монашеский постриг с именем Анна.

В небольшом городе Эскильстуна, расположенном в ста километрах к западу от Стокгольма, находится один из немногих в Швеции православных храмов, освященный в честь святой благоверной княгини Анны Новгородской. Сюда каждый год 23 февраля совершают паломническую поездку многочисленные поклонники и почитатели памяти святой Анны Новгородской.

Княгиня Ингигерда умерла 10 февраля 1051 года. Как сообщает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «мощи ея с 1439 года почивают открыто в Новгородском Софийском соборе».

Соборная церковь София Премудрость Божия принадлежит к выдающимся памятникам древнерусского искусства. Вероятно, предполагалось, что Софийский собор станет усыпальницей новгородских князей. Кроме основателя,сына Ярослава Мудрого - Владимира в ней похоронены его жена Александра и его мать, шведская принцесса Ингигерда (Анна). Она стала первой среди святых жен Скандинавии и стала небесной покровительницей северных народов. В народных преданиях Швеции и Норвегии об Ингигерде сохранилась память, как о женщине проницательной, умной, умеющей вести политические и хозяйственные дела, щедрой, смелой и предприимчивой.

В описании Софийского собора 17 века сказано: "Мощи князя Владимира и матери его почтены от Бога нетлением, лежат они в каменных гробах всеми видимые, и бывают от них исцеления всем с верою приходящим".

На её надгробии в Новгородском Софийском соборе было написано:" Святая благоверная княгиня Анна, мать святого благоверного князя Владимира Ярославовича, королева Шведская, Олава первого Шведского короля дочь, называвшаяся в своей земле Ингигерда, которая прежде была невестою Олава, короля Норвежского, потом супруга Ярослава Владимировича Новгородского и Киевского преставилась в лето от Р.Х.1051".

В 1991 г. городской музей возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской, которые теперь открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа, наделяя благодатной помощью и духовной радостью прихожан. Память её чтится дважды в год - 10 февраля и 4 октября.

На главную

Hosted by uCoz