На главную

Путь к алфавиту

"Для того, чтобы сообщать мысли и чувства, должна существовать общепонятная система условных знаков или символов, которые, будучи применены одними лицами, оказываются понятны другим." (И.Е.Гельб. "Опыт изучения письма"). Выработано много средств, с помощью которых можно передавать информацию - это жесты, мимика, оптические сигналы - дым костра, свет фонаря, семафора, специальная азбука для глухонемых и т.д. Чаще всего люди общаются между собой при помощи звуковой речи, преобразующей мыслительное состояние человека в звуковую форму. Звуковая речь обладает двумя недостатками - она возможна только при непосредственном общении, т.е. имеет ограничения при передаче информации во времени и пространстве. Потребность в сохранении знаний привела к развитию иного пути - графического, предполагающего фиксирование информации с помощью условных знаков, символов, меток на предметах.

Возможность сохранения информации при помощи знаков обеспечила дальнейшее развитие человечества - от создания "пиктографического" письма, как ветви первобытного изобразительного искусства, до современных алфавитов. Среди изобразительных памятников мезолита Западной Европы особое место занимают так называемые "масдазильские знаки". "Знаки" эти, обнаруженные в 1887 г. в мезолитической пещере Мас д Азиль (французские Пиринеи), представляют собой плоские камешки (гальки) с нанесенными на них красной охрой геометрическими узорами. Некоторые ученые тут же занесли их в разряд памятников древней письменности.

Галечный камень с высеченными на нем линиями, составляющими сложный геометрический узор, найден на месте расположения мезолитической стоянки в Карелии. Тайна его не разгадана до сих пор. В настоящее время он находится в Археологическом музее Института языка, истории и литературы Карельского научного центра Российской Академии наук.

Известно, что первые системы письма возникли на Древнем Востоке. "Простейшие формы шумерских письменных памятников представлены бирками, или этикетками, с отверстиями и следами шнура, которым они были первоначально привязаны к какому-то предмету или группе предметов. На таких бирках, обычно изготовлявшихся из глины, реже - из гипса, не было ничего, кроме оттиска цилиндрической печати, то есть знака собственности лица, пославшего предмет, и иногда пометки, указывавшей число посланных предметов" (И.Е.Гельб "Опыт изучения письма" М.1982).

"Письмо казалось волшебством, магией. Вавилоняне поклонялись богу Набу, покровителю науки и письменности. Древние китайцы полагали, что письмо изобретено ...богом торговли. ...Согласно библейской традиции древние евреи получили "божественное" письмо. ...Мусульмане утверждают, что письмо изобрел аллах. Скандинавские саги называют творцом рун бога Одина, а карельско-финские племена - бога Йомалу. В древнем Египте создателем письма считался бог мудрости Тот, а сама иероглифика именовалась "письмом слова бога". (А. Кондратов. Книга о букве М.1975).

«Деревянные дощечки для письма были известны в период написания Книги Царств, а грекам – во времена Гомера, но римляне первыми ввели их в употребление. Они имели форму книги или портфеля - двухстворчатый или многостворчатый складень, или в виде ширмы. В архиве Франции до сих пор хранятся такие дощечки с записью на них расходов короля Людовика 9-го за 1256-57 годы.

Египтянам удалось подвинуть вперед развитие письма изобретением папируса. В 7 веке после завоевание Египта арабами папирус был заменен пергаментом. Пергамент – это особым способом выделанная козья или баранья кожа.

С 15 века появилась бумага.» (Иллюстр. история книгопечатания Спб б/г).

Изобретением письма человеческий ум решил одну из самых трудных и великих своих задач – он научился фиксировать слово, мысль, знания, получил возможность передавать её другим. Благодаря письму мысли, знания, собранные предыдущими поколениями, не прекращают свое существование вместе с прекращением жизни конкретного человека.

В старину учили, что от знания грамоты три блага получаешь – « первое – от своих трудов питаешься, второе – праздного беса изгоняешь, третье – с Богом беседовать можешь»

Буквенно-знаковое письмо, обеспечивающее достаточно точную передачу слов, облегчало и значительно ускоряло процесс обучения грамоте. Установившиеся обширные торговые, культурные и иные связи между народами, четкая графичность письма, чрезвычайная его простота способствовали быстрому распространению грамотности, позволяли приспособить новый способ письма к языкам разных народов, не вызывая особых неудобств.

"К концу античной эпохи латинское и греческое письмо приобретают международный характер, получают широкое распространение у всех народов, входящих в состав Римской империи или находившихся под ее культурно-политическим воздействием. Что же касается молодых "варварских" племен Западной Европы, то из них самобытную письменность сравнительно долго сохраняли скандинавские и другие племена, пользовавшиеся "руническим" письмом, и ирландцы, пользовавшиеся "огамическим" письмом".

Древнейшие рунические надписи - скандинавские - встречаются на оружии, украшениях, предметах утвари и относятся не позже чем к 3 веку; в Германии и Англии рунические надписи известны с 4 - 7 веков. В связи с распространением христианства руническое письмо подвергается преследованиям, как языческое, и к 10 веку частично сохраняется лишь в Скандинавии.

Большинство ученых считает, что руны некогда представляли собой простейшие знаки собственности, племенные, счетные знаки, а также знаки, применявшиеся при гадании и совершении магических действий. В качестве примера можно привести карельские клейма, хранящиеся в Русском музее Санкт-Петербурга. В "Материалах по этнографии России" т.3, в.1 на стр.153 приведены прорисовки карельских клейм, одно из которых является руническим знаком Дагаз, символизирующий радость, процветание, благополучие.

Встречаются рунические талисманы со словом Laukaz. Это древнеисландское слово означает "дикий лук". Карельское название зеленого лука - lauku - пришло к нам из глубин веков и сохранило свое древнее звучание в неизменившемся виде. Руна воинов Турисаз посвящена богу Тору. ( В пантеоне карельских богов бог Турисас давал победу в битве). Карельское слово tora так и переводится - драка, столкновение. Бог Тор обеспечивает защиту от разрушения, поэтому эту руну часто применяли для восстановления нарушенной справедливости. Название руны Урус тоже имеет аналогию в карельском языке. Urai - дикая, необузданная сила. В Карелии есть озеро Урос. Есть Пертозеро (Перт - также название руны). Смысл еще одной руны - Хагалаз хорошо объясняется при переводе с карельского языка слова hago - "гниль", "разложение". Руна предрекает изменения в жизни, распад сложившегося мира.

Письменность карел формировалась на основе богатых традиций устного народного творчества. " Слабость первобытного общества состояла в крайней неразвитости производственных сил, - писал О.В.Куусинен, - ограниченности его материальной основы. Но источником силы этого общества был коллективно организованный труд. Из этого источника черпала силу и поэзия первобытного народа". "Народная поэзия развивается только у народов энергических, свежих, полных кипучей жизни, искренности, достоинства и благородства" (Н.Г.Чернышевский).

На главную

Hosted by uCoz