На главную

Знаки и символы

Несущей множество знаний была не только книга неба, но и книга земли. "Во всех странах, где свирепствовал холод , - пишет Ж.Феврие, - человек в обеспечении своей повседневной жизни зависел много больше от результатов своей охоты, чем от собирательства. И вот снежный покров образовывал, если использовать это избитое выражение, "природную книгу", на которой всякое существо вынуждено было оставлять свой отчетливый знак. ...Следовательно, можно сказать, что северные народы научились читать раньше, чем научились писать".

Накопление знаний вело к поиску способов сохранения информации и передачи ее другому лицу. "...Следующую ступень в развитии письменности составил способ передачи мысли образом. ...Подобное письмо представлено и найдено в Сибири и в Карелии на берегах Онежского озера. Многочисленные картины изображают проишествия охотничьей, кочевой и религиозной жизни древних обитателей этих мест" (Ф.И.Булгаков. Иллюстрированная история книгопечатания. Спб. дорев. изд.). Петроглифы карельского края, безусловно, принадлежат к уникальным памятникам древней цивилизации Севера.

Развитие мысли привело к появлению знаков-символов, простейших меток, основная цель которых - выделить какой-то предмет из числа подобных. Рисунок для знаков-символов часто повторял природные графические узоры - следы птиц или зверей на снегу, форму солнца, луны, звезд. Слово tiahti - "звезда" в карельском языке имеет еще одно значение - метка, клеймо. Метки делались для различия бревен в срубе, овец в стаде, выборе нужного дерева в лесу, и т.д.

"К очень древним эпохам, вероятнее всего, к верхнему палеолиту, восходит и применение ..."знаков", не имеющихся в природе, ... в том числе таких сравнительно сложных, как палки с зарубками, позднее названные бирками. От конца верхнего палеолита сохранились к ости животных с нарезанными на них прямыми и перекрещивающимися линиями. Они применялись для счета, оформления различных договорных отношений между людьми".

Бирки применялись при купле-продаже. "Как народ, занимающийся торговлей, карелы прибегали к торговле в долг, следы чего сохранились ... в так называемых бирках. Теперь бирка - выструганная из дерева тонкая пластина, диагонально разрезанная на две части. При заключении торговли в долг сумма долга обозначалась на пластинах поперечными разрезами, после чего кредитор и должник брали каждый свою часть. При уплате долга кредитор и должник избегали спора, видя сумму долга".

Применялись бирки и в кожевенном деле. Для того, чтобы мастер не перепутал, какую шкурку от какого заказчика получил, "...на кожах прикреплялись деревянные плашки (бирки). Одна (половина) плашки остается на коже, а вторая у самого хозяина. Если я сдал кожу, то у меня плашка дома. Приеду получать свою кожу (а их по сотне и по двести штук у кожевника), я свою найду: ага, подошла плашка, это моя кожа. На ней зарубки сделаны: которая прямо, которая наискось. В конце плашки привязаны веревочки; она расколота, отколотая часть, половинка, у меня, в ней зарубка, к ней приставишь вторую часть - подходит. Если кожа чужая, не подходит плашка: зарубка не совпала. Свою кожу найдешь сейчас." (Г.Н.Макаров Образцы карельской речи).

На главную

Hosted by uCoz