На главную

Академия трех знатнейших Художеств

«Видеть Петербург и поклониться Великому Зиждителю роскошной Северной Пальмиры для русского столь же необходимо, как для мусульманина быть в Мекке. Прозаический классицизм нашей жизни временами должен нарушаться хотя бы минутными потрясениями поэзии романтизма. При бедности последней душа наша черствеет в однообразии, чувства притупляются, стареют в привычной колее жизненного пути», - старинный Путеводитель «От Москвы до Санкт-Петербурга» настоятельно советует читателю побывать хотя бы раз в Северной Столице, ибо «собственные наблюдения рассеют устаревшие мнения, наведут на новые мысли и доставят обильную пищу воображению».

Интуитивная, из глубины души идущая способность человека к творчеству требует сосредоточенной собранности духа, внутренней цельности. Создаваемые творцом образы – это видения вымышленные, несуществующие, созданные фантазией автора. Разум же, стремление к упорядоченности стараются удержать буйный полет мысли в рамках подлинных впечатлений реальности. В соединении двух начал, двух истоков, двух полюсов различных устремлений рождается искусство, рождается как материализованное, наглядное, художественно оформленное произведение устремлений человеческого духа, его мечтаний и поисков.

В эпоху просветительских перемен роль искусства в улучшении общественных нравов признавалась многими государственными мужами и правителями Европы, учреждение художественных академий стало повсеместным явлением, а к концу 18 века их насчитывалось уже более ста. Петр 1-й еще в 1690 году предпринял попытку создания единого художественного центра, но в то время новому начинанию не суждено было сбыться – гром пушек на балтийских берегах не позволял торжествовать Музам. Только в 1724 году давняя мечта императора Российского государства обрела черты реальности – в этот год был подписан Проект положения об учреждении Академии наук и художеств. Первоначально художественному отделению, открытому при петровской Академии наук, поручалось лишь оформление и иллюстрация научных изданий.


Якоби. "Инаугурация Императорской Академии художеств
7 июля 1765 года"
(Научно-исследовательский музей Академии художеств)

Преобразование его в Академию произошло в 1757 году, когда Елизаветой Петровной, на основании Устава, составленного, как принято считать, И.И.Шуваловым и М.В.Ломоносовым, были утверждены соответствующие документы. Граф И.И.Шувалов, куратор Московского университета, сторонник просветительских идей, стал первым её Президентом. Он приложил немало сил для становления своего детища.

Первоначально, когда у Академии не было собственного помещения и штатных педагогов, занятия учеников проходили в его доме, а уникальное собрание книг, картин, других произведений искусства И.Шувалова стало основой будущей академической библиотеки и музея. Петербургская Академия находилась первоначально на правах отделения Московского университета, но по указу Сената от 6 (17) ноября 1757 года «Академия трех знатнейших художеств» обрела самостоятельный статус.

Екатерина 2-я, стремящаяся к усилению государственной власти, перевела Академию художеств в подчинение императорского двора. В 1765 году в период президентства И.И.Бецкого, началось строительство главного здания Академии на Васильевском острове.

С приходом А.А.Мусина-Пушкина (1794-1797г.) в Академии художеств произошли преобразования – стали устраиваться ежегодные публичные конкурсы работ учащихся, по итогам которых победителям выплачивались из казны денежные премии. Просветительский энтузиазм первых руководителей нового художественного учреждения поднял авторитет Академии на небывалую высоту – из выпускников первого набора вышли «звезды» русского искусства – архитектор В.И.Баженов, гравер Е.П.Чемесов, живописец А.П.Лосенко.

Президентство Г.Шуазель-Гуфье (1797-1800) прошло без каких-либо изменений, а вот граф А.С.Строганов (1800-1811) сумел добиться получения императорских заказов, что сразу значительно улучшило финансовое состояние лучшей художественной школы России – увеличилось количество учеников, отправляемых для продолжения обучения за границу.

В 1811-1817 годах Академию художеств возглавлял вице-президент П.П.Чекалевский, затем А.Н.Оленин (1817-1843), прекрасный администратор и писатель. За Академией, согласно принятого при нем нового Устава, окончательно закреплялось право решения всех вопросов «распространения или ободрения художеств в России». После ухода Оленина президентами Академии художеств становились только члены императорской семьи: в 1843-1852 годах её возглавлял герцог Максимилиан Лейхтенбергский (зять Николая 1-го), в 1852-1869 годах великая княгиня Мария Николаевна (дочь императора), в 1869-1909 – великий князь Владимир Александрович (сын Александра 2-го).

Постепенно формировалась все более жесткая система обучения и последующего карьерного движения художника по иерархической лестнице. Она поддерживалась выплатой денежных вознаграждений, соответствующих статусу художника или преподавателя. Профессора «старой закалки», преданные своему делу педагоги, постепенно стали вытесняться со своих должностей. Высокие духовные ценности, заложенные при основании Академии ее создателями, стали уступать место меркантильной расчетливости.

В 1831 году по личному распоряжению Николая 1-го были отправлены в отставку А.И.Иванов и С.С.Пименов, в 1840 году – любимый учениками А.Е.Егоров. После ухода из Академии К.П.Брюллова в ней не осталось ни одного авторитетного педагога.

Из-за отсутствия в России учебных заведений художественной направленности такого высокого уровня Академия художеств не знала, что такое конкуренция. Академические звания стали получать художники, не учившиеся в Академии, но добившиеся общественного признания. Таковыми стали А.Г.Венецианов, В.А.Тропинин, П.А.Федотов, В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников.

1863 год запомнился «бунтом четырнадцати», когда выпускники Академии отказались писать работу на большую золотую медаль. Итогом публичного протеста стало создание в Санкт-Петербурге Артели художников во главе с И.Н.Крамским. Подобная организация возникла и в Москве. Товарищество передвижных художественных выставок, начиная с 1871 года, позволило лучшим художественным силам России заниматься творчеством вне стен Академии.

"Kpaмcкoй был цeнтpoм Apтeли и имeл нa нee гpoмaднoe влияниe пpocтo дaжe личным пpимepoм. Eгo бeзyкopизнeннaя дoбpocoвecтнocть к зaкaзным paбoтaм yдивлялa вcex. Нa кaждый зaкaз, взятый нa cвoю дoлю из Apтeли, Kpaмcкoй cмoтpeл кaк нa cвoe личнoe xyдoжecтвeннoe coздaниe и oтдaвaлcя eмy вecь. Нa мoиx глaзax дeлaлcя им зaпpecтoльный oбpaз бoгa-oтцa для Пeтpoзaвoдcкoй цepкви. Oн paбoтaл нaд этoй кapтинoй oчeнь cepьeзнo и дoлгo. Мнoгo дeлaл к нeй этюдoв. "3eвc Oтpикoли", "Юпитep Oлимпийcкий", "Bидeниe Иeзeкииля Paфaэля - вce этo былo им штyдиpoвaнo и виceлo в pиcyнкax пo cтeнaм мacтepcкoй кpyгoм нeгo. Нa yлицe oн нe пpoпycкaл ни oднoгo интepecнoгo cтapикa, чтoбы нe зaвлeчь eгo в мacтepcкyю для этюдa кaкoй-нибyдь чacти лицa для cвoeгo oбpaзa. Pyки, нoги блaгopoдных фopм нe ycкoльзaли oт eгo внимaния, и влaдeлeц иx вoлeй-нeвoлeй пoзиpoвaл eмy в дaннoй пoзe.

- Hy ктo этo oцeнит тaм, в Пeтpoзaвoдcкe? - yдивлялиcь тoвapищи.

И дeйcтвитeльнo, oцeнили ли eгo тaм? Цeл ли этoт oбpaз бoгa Caвaoфa? Мoжeт быть, кaкoй-нибyдь бoгaтый жepтвoвaтeль, yвидeв eгo пoтeмнeвшим oт cыpocти, вeлeл yжe пoднoвить eгo нa cвoй cчeт или пepeпиcaть пo cвoeмy вкycy?" (И.Е.Репин. Далекое близкое)

Перемены, происходящие в русском обществе требовали перемен в Академических нравах. «Когда русское искусство дождется своего Белинского? - вопрошает в письме к Третьякову от 9 ноября 1874 года И.Н.Крамской.- Как трудно, как трудно художнику у нас, это невероятно!...Нет голоса, достаточно авторитетного, чтобы вывести из мрака всех потерявшихся и потерянных. ...Все так грубо кругом, так мало нужды в интересах несколько высшего порядка... Трудно становится в Петербурге, где же получше? Вероятно, там, где нас нет»

Стараясь вернуть утраченный авторитет, в 1893 году был разработан и принят последний Устав когда-то лучшего художественного учреждения России. Это помогло вернуть в стены Академии И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина, В.Е.Маковского, В.Д.Поленова, П.М.Третьякова, но благополучие длился недолго.

9 мая 1905 года великий князь, президент Академии художеств Владимир Александрович, состоя одновременно в должности начальника петербургского гарнизона, отдал приказ о расстреле мирной демонстрации. Художник В.А. Серов тут же демонстративно вышел из состава действительных членов Академии художеств.

На страну накатывался вал революционных перемен.

На главную

Hosted by uCoz