На главную

Федор Васильев

Федор Васильев - художник редкого, пронзительного таланта. Он приезжал на Валаам в 1867 году вместе с Шишкиным. Результатом его поездки стали работы: "В церковной ограде" (1867), "Камни на о. Валааме" (1867), "Финляндский вид" (о. Валаам), "Пейзаж на Валааме".

"Молодой, сильный, всего пять лет живший, как художник, достигший высоты гениальной, он (Ф.Васильев) открыл живое небо, ...мокрое, светлое, движущееся небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в своих картинах" - написал о художнике В.Стасов.


Ф.В.Васильев "В церковной ограде"
(Государственный Русский музей)
"В церковной ограде"

Как далеко от нас то время! Как далеки от нас те дни! Федор Васильев сумел передать в картине не только природную прелесть валаамских мест, но и духовные устремления живущих на нем людей. "Самое высокое и великое оказывается сокрыто в обыденной жизни. Надо суметь жить так, чтобы обыденное стало великим. Это зависит, прежде всего, от нашего внутреннего отношения к жизни. Опасно браться за великое, будучи малым", - проповедовал архимандрит Афанасий. Существуют два мира - мир внешний или общественный и мир внутренний или мир души. Наведи в своем внутреннем мире порядок, и ты увидишь - он проявится и в мире внешнем. Душевные беседы и уединение в окружении доверчивой красоты природы утишали страдания, дарили новую радость бытия.

"В рисовании и живописи, - вспоминал позднее Крамской, - он почти сразу угадывал, как надобно подойти к предмету, что несущественно и с чего следует начать. Учился он так, будто жил другой раз и ему остается что-то давно забытое вспомнить". Крамской очень любил своих учеников, а Ф.Васильева особенно... И.Е.Репин в своей книге "Далекое близкое" передает слова Крамского, восхищенного работами своего любимца:"Я тaкoй oдapeннoй нaтypы eщe нe вcтpeчaл: eгo мoжнo cpaвнить c бacнocлoвным бoгaчoм, кoтopый пpи этoм щeдp cкaзoчнo и бpocaeт cвoи coкpoвищa пoлнoй гopcтью нaпpaвo, нaлeвo, нe cчитaя и дaжe нe цeня иx...".

Именно на Валааме формировался гениальный Васильев, в котором русская пейзажная живопись, по замечанию Крамского, "едва ли не получила осуществления всех своих стремлений. Он был близок к тому, чтобы сочетать самую строгую реальность с высокопоэтическими чувствами".

Работая рядом с И.Шишкиным, Федор Васильев многому учился у него. Пленительная сила таланта молодого художника уже просматривается в картинах этого периода. Не отступая от принципа верности изображения природы в каждой детали, Ф.Васильев наделяет её возвышенным строем чувств, налетом романтизма, тонкой прозрачностью света. Художник ищет свою дорогу в искусстве живописи. "Я ни от кого и ни от чего не получал такого святого чувства, - пишет он в письме Крамскому, - такого полного удовлетворения, как от этой холодной природы. Да, это правда, и да будет она благословенна, хотя люди говорят, что ей ни дурного, ни хорошего приписывать нельзя".


Ф.Васильев. "На острове Валааме. Камни." 1867 г.
(Государственный Русский музей)
"Камни"

В прорисовке этих ничем не примечательных камней, в их выпуклостях и впадинах художник увидел внутреннюю мощь природных сил, их внутреннее присутствие; за явным выявил сокровенное. Словно бы ненароком приоткрылась тайна иного бытия, пробился пульс иной жизни и опять исчез, истаял в неисчислимой вечности своего существования.

Но эти обломки некогда могучих скальных глыб, слой дерновины, покрывающий их, солнечный свет на тропинке уже вызвали ответное доверчивое чувство зрителя, стали ему понятными, и отттого близкими. Пространство картины наполнилось спокойной сдержанностью и тонким звучанием чувств.

Картина "На Валааме. Камни" вместе с серией карандашных "валаамских" рисунков была представлена зимой 1867 года на выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. "Нет у нас пейзажиста - поэта, а настоящем смысле этого слова, - писал Крамской, - и если кто может и должен им быть, то это только Васильев".

Работал художник самозабвенно. Позднее, при совместной поездке на Волгу, И.Е.Репин сможет наблюдать за его неустанным трудом над картиной. "Кaк oн чyвcтвyeт плacтикy вcякoгo лиcткa, cтeбля! Taк oни y нeгo paзвopaчивaютcя, пoвopaчивaютcя в paзныe cтopoны и пpямo paкypcoм нa зpитeля. Kaкaя бoгaтeйшaя пaмять у Bacильeвa нa вce эти дaжe мeльчaйшиe дeтaли! И кaк oн вce этo ocтpым кapaндaшoм чeкaнит, чeкaнит, кaк гpaвep пo мeднoй дocкe! ...A пoтoм вeдь вceгдa oн oбoбщaeт кapтинy дo гpaндиoзнoгo впeчaтлeния: Boлoжкa виднa yжe в тeмнoм тaeжникe зaбpoшeннoгoлeca, бoльшeй чacтью oльxи. Вcя oнa пepeплeлacь и cнизy и cвepxy, кaк змeями, гибкими кpивыми вeтвями c мoлoдыми пoбeгaми yжe co втopoгo этaжa пoмocтa... И кaк oн этo вce зaпoминaeт? Дa, зaпoмнить-тo eщe нe штyкa, вoт и я пoмню - copoк чeтыpe гoдa пpoшлo, - нo выpaзить, выpиcoвaть вce этo нa пaмять! Дa eщe примитe вo внимaниe, cкoлькo мы c ним oтмaxaли вecлaми ceйчac! У мeня пpямo глaзa cлипaютcя, я зacыпaю. Пpocыпaюcь oт тяжecти пoлнoгo жeлyдкa; a лaмпa вce гopит, и caм Bacильeв гopит, гopит - вceм cyщecтвoм яpчe нaшeй cкpoмнoй лaмпы... Вoт энepгия! Дa, вoт нacтoящий тaлaнт! Зaтo тeпepь oн в пoлнoм caмoзaбвeнии; Лицo eгo cияeт твopчecкoй yлыбкoй, гoлoвa cклoняeтcя тo впpaвo, тo влeвo; pиcyнoк oн чacтo oтвoдит пoдaльшe oт глaз, чтoбы видeть oбщee. Мeня дaжe в жap нaчинaeт бpocaть пpи видe дивнoгo мoлoдoгo xyдoжникa, тaк бeззaвeтнo yвлeкaющeгocя cвoим твopчecтвoм, тaк любящeгo иcкyccтвo! Вoт oткyдa вecь этoт нeвepoятный oпыт юнoши-мacтepa, вoт гдe вeликaя мyдpocть, зpeлocть иcкyccтвa... Дoлгo, дoлгo глядeл я нa нeгo в oбaянии. Дpeмaл, зacыпaл, пpocыпaлcя, a oн вce c нeyмeньшaющeйcя cтpacтью cкpипeл кapaндaшoм" (И.Е.Репин "Далекое близкое").


Ф.В.Васильев "Валаам. Лесистые холмы"
(Государственный Русский музей)
"Лесистые холмы"

В альбоме рисунков Ф.Васильева, созданных им на Валааме, "Лесистые холмы" - один из лучших. " В его композицию включена перспектива пересеченного лесистого ландшафта. Сочетание освещенных и затененных склонов и найденные приемы обобщения издали взятой натуры усиливают впечатление структурной сложности этого мотива, продолжение которого легко представить себе за границами листа. Над всей местностью господствует ...группа высоких сосен, и эта по-своему значительная деталь делает еще более ощутимым ракусное изображение лесного массива на склоне холма" (Ф.С.Мальцева. Федор Александрович Васильев. М.1984г.)

На главную

Hosted by uCoz