На главную

Старинное слово «кириа»

В каждом имени, как в коконе бабочки, живет первоначальный конкретный образ. Рожденный много веков назад, он тонкими энергиями первоосновы проявляет свою духовную сущность. Может, оттого так интересен поиск глубинного смысла, заложенного сотни лет назад в название нашей республики - Карелия?

В западноевропейских письменных источниках рассказ об одном из ранних событий (VIIв.), произошедших на территории, относимой в древние времена к Карелии, сохранился в «Саге об Инглингах». При описании гибели короля данов Ивара Широкие Объятья упоминается местность с названием Кирьялаботнар «Карельские заливы» (вероятно, часть побережья Балтийского моря или Финского залива).

В «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» описываются завоевательные походы на карельские земли: «вслед за тем пришли с востока из Бьярмаланда люди Сигмунда и сказали, что викинги грабили в Бьямаланде и Ногарде; они убили Свида Смелого-в-Нападении и подчинили себе Кирьялаботнар и большую часть Руссаланда. Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать».

"Ещё более раннее упоминание о карелах, предположительно относящееся к VI веку, имеется в книге Иордана «О происхождении и деяниях готов». В ней среди народов, покоренных предводителем готов Германарихом, указан народ под названием «Thiudos in Aunxis». Существует предположение, что это (согласно Ф.Брауну) «чудь олонецкая», так как город Олонец до настоящего времени на карельском языке и на языках других прибалтийско-финских народов называется «Aunus», а в соответствующем падеже оно произносится, как «Aunuksis». В 1862 году это предположение высказал финский ученый Коскинен, мнение которого было поддержано другими специалистами. Готское предание приписывает покорение этой чуди Эрманихеру, т.е. относит его к самому концу готской истории. …Сфера готских интересов обнимала в ту эпоху и Приладожье» (Финно-угры в эпоху средневековья. М.,1987). Эта версия подтверждается научными данными - на острове Готланд при археологических раскопках найдены предметы древнекарельского происхождения.

В Круге Земном говорится: "В это время правил Альдейгьюборгом (Старой Ладогой) тот конунг, которого звали Хергейром, ...у него была дочь по имени Ингигерд, она была красивее всех девушек... Приемным отцом её был тот человек, которого звали Скули. Он правил Алаборгом и тем ярлством, которое к нему относится.

Высказано предположение, что Алаборг, упоминаемый в сагах, - это город Олонец.

Древнее название Карелии Кириаландия часто встречается в трудах дореволюционных ученых. А.С.Пушкин писал в своих стихах:

"...Не видит он знакомых скал Кириаландии печальной,
ни Альбиона, где искал кровавых сеч и славы дальней". (А.С.Пушкин. Собр.соч.в 10 т. М.1981, т.3, с.114)

О нравах, царящих в этой стране, Федор Глинка выразился кратко:

«...Счет, вес и мера без обмана
И для судейского кафтана
У них не делают кармана» (поэма "Карелия").

Многие ученые в своих работах отмечали, что карелы "ничего не ведают о налоге, суде, законе, ростовщике; господина называют бояръ" (Живописная Россия, т.1, ч.2, М.1881).

Знаменитый предок Александра Пушкина «арап Петра Великого» приезжал по служебной надобности в Карелию. В книге Дьедоне Гнамманку «Абрам Ганнибал» (М.1999г.) приводится интересный факт. «До наших дней в фондах библиотеки РАН хранятся рукописные переводы Ганнибала французских трудов по фортификации, а также составленная им карта местности на реке Вегмаа (Карелия), где найдены местные марциальные воды».

Среди русских письменных источников, упоминающих о карелах, одной из самых ранних является новгородская берестяная грамота № 590, датируемая второй половиной XI века и состоящая всего из одной фразы: «Литва встала на Корелу».

Карельские ученые Г.М.Керт и Н.Н.Мамонтова в книге «Загадки карельской топонимики» объясняют происхождение названия нашей республики - Карелия, следующим образом: «То, что суффикс -la - прибалтийско-финский (служит для обозначения места) признается всеми, а вот по поводу слова «карья» мнения ученых расходятся: одни возводят его к финскому karja - «скот, стадо» (карелы, т.е. скотоводы), другие связывают с финским kari - «риф, мель; подводный камень». А известный финно-угровед Д. В. Бубрих считал, что это слово не финского, а балтийского происхождения. Племя карьяла (по-древнерусски «корела») или «верховые (восточные)» финны (от балтийского garja - «гора, лес») противопоставлялось другому племени - хяме (в древнерусских источниках «ямь», «емь») или «низовым (западным)» финнам (от балтийского zemee - «земля; низина»).

В названии Кириаландия первая часть слова "kirja" в переводе с карельского, означает "книга". У Татищева в "Истории Государства Российского" можно прочесть: «Но и древнее Карелии имя у Сноррона Стурлеа находится Кириаланд. ...Кириаландия промеж Эстонии и Финляндии лежала. Я опасаюсь, что не испорченное ли имя точно от финского (в финском кириа - книга)».

У древних народов буквы, книги, знания, почитались, как имеющие божественную природу. В Библии рассказывается о городах Кириаф-Санна, Кириаф-Сефер, перевод названий которых с древнееврейского помогает сопоставить интересные факты. Название города Кириаф-Сефер в переводе означает «город письмен и книг», Кириаф-Санна – «город учения». Город Кириаф-Сана в древние времена был центром хананейской учености (Православный библейский словарь. Сп-б, 1997). «Самым большим вкладом хананейцев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000-1600 г. до н. э. Одним из древних хананейских городов был древний Библ. Греки, заимствовавшие алфавит у предшественников, стали использовать название этого города, как слово, обозначающее книгу (библос)» (Библейская энциклопедия. 1998).

Начало эллинистического гимна «Кириа элейсон» - переводимое с греческого, как « господи, помилуй» в период раннего христианства было частью литургии. Здесь примечательно то, что слово «кириа» в Древней Греции означало «господь». Есть данные о том, что слово «кириа» имело значение «господин».

Интересная основа выявляется и у названия славянского народа. "Славяне"(в древнерусском написании "словене") - те, кто знает "слово", кто ведает Веды. Можно предположить, что обособившаяся общность людей, которая знала "слово", стала называться "словене".

"Ливония, Эстляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языком, немало сходственным между собой, который хотя во многом разнится, однако довольно показывает происхождение свое от одного начала. ...Был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и др. нормандцами. ...Рассмотрев чудского народу прежде многих веков могущество, больше нынешнего, признать должно, что они в севере великую часть земель сих и прежде там занимали. ...Велика древность и слава чудского племени". (М.В.Ломоносов. Сочинения. т.6, с.135).

Любовь к знаниям была настолько присуща карельскому народу, что даже по прошествии многих лет в 19 веке Олонецкая губерния имела самый высокий процент образованных людей и наибольшее число школ (Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Спб., 1900)

На главную

Hosted by uCoz