На главную

Сведения о Карелии и Биармии в трудах ученых

В "Саге о Хаконе, сыне Хакона"рассказывается о сказочно богатой стране Бьярмии: "Этим летом отправились они в военный поход в Бьярмаланд. ..У них было четыре корабля. И то было причиной их поездки, что ездили они в Бьярмаланд в торговую поездку за несколько лет до этого..., однако, случилось несогласие с королем бьярмов, и весной напали на них бьярмы и убили всю команду".

«...Карелия – есть достопамятное изъяснение, что Бярмия или Корелия тогда об реку Кимень с Финляндиею или Варягами граничила. ...Бярмы град, у русских Корела, у финнов Кексгольм, т.е. на дву островах. …Бярмы у всех северных писателей сильный и великий народ довольно знаем был, которых Иоанн и Алаус Магнусы, яко же Саксон Грамматикус, Минстер в Козмографии и другие вспоминают, но у наших вместо того корела и емь» (В.Татищев)

«Биармия же, которая ныне Карелией называется, прежде имела особливых своих королей, которые славой были не меньше финских и других полунощных королей. Находятся же остатки имен их и действий в гистории Ролофсовой. В бога почитал народ сей идола Юмалу..., которому сооружен был богатый храм. И что народ сей такожде построил многие города и ярмарки учредил, о том свидетельствуют Саксон и Штурлезион». (Страленберг. Историческое и географическое описание полуночно-восточной части Европы и Азии 1797).

В Саге об Эгиле рассказывается о жене могущественного норвежского конунга Эйрика Блондиква по имени Гуннхильд, которая была родом из Бьярмаланда. Она отличалась необыкновенной красотой и умением колдовать.

В "Истории Норвегии", датируемой 12 веком, при перечислении северных соседей Норвегии упоминаются кирьялы. Причем, в тексте есть очень интересное уточнение: "по направлению же к северу по ту сторону Норвегии простираются на восток весьма многочисленные племена, преданные - о горе! - язычеству, а именно кирьялы и квены, рогатые финны - те и другие бьярмы"

В русских летописях часто упоминаются карельские чародеи или волхвы. Скандинавы считали их очень опасными, а их искусство восхвалялось Саксоном Грамматиком. Есть сведения, что к помощи карельских колдунов прибегал отец Ивана Грозного «сам стар будучи, искал чаровников повсюду, посылающее за ними аж до Корелы …и оттуда провожаху их к нему». Карельские воины, умеющие использовать силы природы для достижения победы, сражались без гнева, без мести, они черпали силу в неиссякаемом источнике внутреннего покоя.

В Книге Велеса (Книга Коляды) рассказывается о том, что при переселении славянских народов на северные земли путь им преградили хозяева Бьярмии – Бог Барма, жена его Таруса и их дети Ман и Маня. После переговоров Бог Барма не стал применять великое оружие Бармы, которое умело побеждать любое оружие, и разрешил пришельцам пройти через свои владения.

Николай Языков в стихотворении «К Рейну» писал: «Привет тебе из стран Биармии далекой, …привет Тверцы, которая …струями лелеет тысячи судов, привет Оки поёмистой, дубравной, …Суры-красавицы … и Камы сумрачной, широкой …».

Кто такие бьярмы? Можно ли определить место их проживания и отличительные черты? Споры среди ученых не прекращаются много лет. Татищев В.Н. в свое время указывал, что в летописи Иоакима, епископа Новгородского, Корела именуется "Бярмией". Финский ученый Линдегуст еще в начале прошлого века признавал, что "жители Бьярмского государства, по крайней мере, в большей своей части, карельского происхождения" (Suomen Historia Lindegust. 1905, с.36)

"В исследуемой литературе широко распространилась точка зрения, согласно которой корень "bjarm" восходит к одному из древних финских диалектов, в котором слово "permi" обозначает странствующих карельских купцов" (Г.В.Глазырина).

Наиболее экономически благополучными из финско-угорских земель были территории, прилегающие к южному побережью Финского залива. Они входили в состав Водской пятины Новгородской земли, которая делилась на «Карельскую и Полужскую части. К Карельской половине относились следующие погосты: Никольский, Пидебский, Ивановский, Переездский на Волхове, Петровский на Волхове, Антоновский на Волхове, Успенский Коломенский на Волхове, Андреевский Грузинский, Солецкий на Волхове, Григорьевский Кречевсвкий, Заверяжье, Егорьевский Лузский, Дмитриевский Гдитский, Ильинский Тигорский, Никольский с Городища, Михайловский на Волхове, Ильинский на Волхове, Пречистенский и Федоровской Песоцкой.

В этом перечне недостает двух погостов Ладожского уезда (Егорьевского Требужского и Малой Лопцы) и всех погостов Ореховецкого, Копорского, Ямского и Корельского уездов.

Карельская половина шла по западному берегу Волхова к погостам Карельским, зависевшим от города Корелы». (К.Л.Неволин. О погостах и пятинах Новгорода. Спб., 1853). Трудно определить в реалиях сегодняшнего дня место нахождения многих упоминающихся в старииных источниках погостов и монастырей.

На карте Бергенгейма 1676 года примерно в районе города Кировска указывается монастырская деревня Аникина (Аникона Клостер).
Расположение этого монастыря подтверждается данными карты Стюарта напротив трассы Черная речка – Теплобетонная возле речки Глубокой указан населенный пункт Ingris Omune.

Об Аникином монастыре упоминает, по-видимому, и Павел Юстин в своей фразе:"…8 сентября мы направились к Орешку. Когда проехали 2 мили, …в этой местности находился монастырь".

В Переписной книге Водской пятины (л.17об.) Наума Зверинского имеется краткая запись: "В Оникине в Спасском монастыре Хутынском...". Расположенный в исключительно важном месте, Аникин монастырь, безусловно играл большую роль на пути "из варяг в греки".

Основная территория Водской земли в то время занимала плодородную Ижорскую возвышенность, бывшую в средневековую эпоху основной житницей Великого Новгорода. «Вотов Татищев... производит от сарматского слова воте - здешний, местный; а Лерберт говорит, что народ этот, как живший при морском заливе, мог получить свое название от воды, но вода на их языке - веси" (Татищев). Похоже, что известнейшая фраза "по городам и весям"(где «веси» - это карельское vezi - вода), наполняется смысловым содержанием. Путешествие по городам и весям – это путешествие по городам и водам. А что в том удивительного? По рекам и озерам зачастую легче было добраться к месту назначения, чем по суше.

На главную

Hosted by uCoz