На главную

Гора Северных Королей

Каждое проявление природы древние народы считали проявлением божественной силы. По силе и значению у карел самым главным признавался Бог неба, воздуха и ветра – Ukko- «седобородый старец в голубом плаще», разъезжающий на гремящей колеснице по каменистой небесной дороге. Укко был также покровителем урожая. Молились ему в особых священных рощах или возле священных камней.

Почитался Укко и как хранитель скота. «Ты спаси их, добрый Укко, защити, о бог верховный, огради их от несчастья и спаси от всяких бедствий» (Калевала, руна 32).

Грозный Бог карел – Бог Йомала. Гроза по-карельски – божья погода jumalan ilma. Бог воды – Ахто, божество с бородой из травы и в одежде из морской пены, его жена – красавица Велламо могла принимать облик рыбы, лесами ведал Тапио, жена которого в одном из охотничьих заговоров описывалась как «женщина с лицом пригожим». Раккой заботился об имуществе, Льекин – Бог трав и деревьев, Турисас давал победу в битве, Кратой заботился об имуществе, от Тонту зависело домашнее хозяйство.

Хозяин подземного мира, мрачной страны Туонелы – Бог смерти Туони (Т.В.Муравьева. Мифы славян и народов Севера. М.2005 с.253).

Среди карельских Богов уважаем был Бог Ронготаус, от которого зависел урожай ржи, а от Бога Пеллон Пеко – ячменя, от Хийси зависела удача на охоте, а Бог Веден-эми обеспечивал удачу в рыбной ловле. Бог Ниркас приносил богатые охотничьи трофеи при охоте на белок, а Хатавайнен – на зайцев. Однако, самым любимым в народе был Бог песен – Эйнемейнен, с его прославления начинались все народные гулянья и песенные праздники (Религиозные верования народов СССР, т.2 М-Л, 1931). Карельское божество Йомала тождественно славянскому Перуну и скандинавскому Тору. В древнерусских летописях говорится, что языческий Перун (бог грозы и неба) был деревянным, «а глава его серебряна, а ус злат». В "Записках о Московии" Гербенштейна указывается, что «в древности в Новгороде поклонялись и чтили какого-то Перуна, стоявшего на том месте, где ныне монастырь, прозванный от того Перунским».

Необычность и своеобразие ритуального карельского обряда не находят аналогий в обычаях других народов. Несколько схожи с ними жертвоприношения кельтов в священных рощах. В статье, опубликованной в «Литературной газете» под названием «Бежецкий детектив», приводятся данные о нахождении похожих святилищ бога Йомалы в районе Бежецка Тверской области. Они представляют собой земляные холмики с каменной выкладкой по краям, внутри которых попадаются в большом количестве древние монеты времен Ивана 3-го, Ивана 4-го, Бориса Годунова.

Не такова ли судьба и Бронницкой горы? «Бронницкая гора фигурою усеченного конуса столь высока, что видна в округе со всех сторон за несколько верст, и ежели она насыпь, то можно назвать гигантскою, какую только модно найти на свете. ...Имею убеждение, что Бронницкая гора натуральная, но седая древность, вечно мешающая быль со сказками, противоречит им, уверяя, что это есть тризна, т.е. земляная насыпь по идолопоклонническому обычаю над прахом некоторого древнейшего, весьма сильного Волхва или знаменитого человека. Ныне утверждают, что эта гора сделана во время идолослужений жрецами, здесь отправляли свои идольские требы, и что капище, на ней построенное, в такой было силе, ...что многие Северные Короли приезжали сюда для вопрошений» (Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга. 1847).

Валдайские горы – примечательнейшее место в России. «На Валдайской возвышенности находится самый важный водораздельный узел, где в непосредственной близости друг от друга расположены истоки Западной Двины, Днепра и Волги» (А.В.Муравьев. Историческая география эпохи феодализма. М.1973).

«Валдайские горы или группы холмов, составляющие отроги Высокой площади или земного возвышения, назывались древними географами под именем плоской Алаунской или аланской возвышенности, на которой рождались источники Волги, Дона, Днепра, Западной Двины. На северо-востоке Аланская возвышенность соединяется с Олонецкими горами» (Путешествие от Москвы до Сп-б и обратно)

Аланская возвышенность занимали главный экономический узел международных торговых путей. Даже само название гор «Валдайские» несет в себе карельское valda- власть.

Отголоски какой-то древней культуры видятся в этих курганах-насыпях, сочетающих в себе ритуальные и погребальные функции.

«Говоря о карелах бежецких, нельзя оставить без внимания самого места их жительства. В 1835 году Ф.Глинка открыл здесь в 48 верстах от Твери глубокие следы существования какого-то неведомого народа …с непонятными для нас палеографическими памятниками, покрытыми куфическими надписями. …Из этого нельзя не заключить, что народ, произведший эти работы, был многочисленный и без сомнения, обитал в здешней стране долгое время, владел искусством ваяния и первых начал письменности, умел в сооружении и расположении проявить символические свои верования и понятия» (Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга. 1847).

На главную

Hosted by uCoz